Репетитор по математике, алгебре, геометрии В.Колосов - Москва, ВДНХ
 


Телефон: (+7 903) 589-15-79

 Главная      Статьи      ЕГЭ      ОГЭ      ДВИ      Методики      5-9 классы      10-11 классы      Правила В.Ю.  

Об идеях В.А.Садовничего в отношении ЕГЭ - мнение репетитора по математике

  Ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Антонович Садовничий всегда очень трепетно относился к проблемам не только университетского, но и школьного математического образования. Как известно, руководимый им университет не сразу принял ЕГЭ. Долгое время вступительные экзамены в МГУ проводились по классической схеме, и лишь сравнительно недавно университет принял ЕГЭ, так что теперь на всех факультетах МГУ результаты ЕГЭ учитываются обязательно, хотя конечно факультеты добавляют свои экзамены, так называемые ДВИ, или дополнительные вступительные испытания. Но, если я правильно понимаю, Виктор Антонович всегда высказывал много соображений и аргументов в отношении того, что система ЕГЭ может отрицательно сказаться на образовании в целом.
 
Вот и недавно Виктор Антонович, выступая на весьма представительном официальном собрании, высказал ряд критических замечаний и опасений, что ЕГЭ может отрицательно сказаться на образовании в целом. В частности, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова отметил, что в последние годы учащиеся старших классов, начиная уже примерно с 9 класса, не имеют фактически возможности уделять внимание изучению биологии и химии на должном уровне, так как вынуждены все учебное время тратить на подготовку к ЕГЭ.
 
Я как репетитор по математике с большим опытом работы не стану касаться других предметов, скажу только то, что касается математики и отчасти физики.
 
Дело в том, что ранее, с самого начала, как только были введены экзамены ЕГЭ, я разделял мнение Виктора Антоновича Садовничего. Действительно, в те годы и сами задания вариантов ЕГЭ не были лишены многих недостатков, и система была непривычной, что создавало множество проблем, ломая привычные устои. И, кроме того, ввиду отсутствия опыта, было много случаев нечестного выполнения ЕГЭ, когда во многих регионах задания делались не учениками, а учителями либо даже родителями, а бывали и такие случаи, когда отдельные варианты даже выкладывались заранее в Интернете.
 
Но, справедливости ради, нельзя не отметить, что на сегодняшний день Министерство образования провело большую работу, и многие недостатки были устранены. Так что сегодня действительно можно сказать, что система ЕГЭ прошла серьезную отработку, отладку, и теперь действительно является вполне адекватным критерием оценки знаний выпускников школ как по математике, так и по физике.
 
Наносит ли какой-либо вред образованию то обстоятельства, что ученики старших классов, будучи вынуждены готовиться к ЕГЭ, не всегда могут достаточно уделять внимание самой школьной программе по математике в этих классах? Конечно, отчасти это действительно так. Но ведь нельзя забывать и о том, что подготовка к поступлению в ВУЗы и раньше требовала много времени, включая и те годы, когда ЕГЭ еще не было. С другой стороны, так как выполнение ЕГЭ требует хороших знаний школьной программы, то серьезная подготовка к ЕГЭ как с репетитором по математике, так и самостоятельно, всегда будет подразумевать и качественное овладение школьной программой. Ведь без серьезных знаний задания ЕГЭ просто не осилить. На моих занятиях я, как репетитор математик, всегда уделяю этому особое внимание.
 
Причем я вижу мою задачу репетитора скорее не в том и не столько в том, чтобы натаскать на ЕГЭ и на какие-то готовые схемы, которые надо заучить и потом применять на ЕГЭ, сколько в качественном знании и понимании математики, особенно классической школьной программы. И главное, конечно же, выработке самостоятельного, творческого и строгого логического математического мышления. С тем, чтобы ученик мог справиться самостоятельно с таким сложным и нестандартным заданием, которое он видит впервые в жизни.
 
Такие сложные и нестандартные задания всегда встречаются как на математических олимпиадах, так и на ДВИ в МГУ. Но необходимо отметить, что и задания ЕГЭ за последние годы обязательно включают такие сложные и нестандартные задания. Поэтому, строго говоря, в этом смысле ЕГЭ не сильно уступает ДВИ в отношения наличия таких заданий и поэтому позволяет оценивать знания ученика не хуже ДВИ. Другое дело, что некоторые моменты можно прояснить лишь на устном собеседовании, тогда как и ЕГЭ, и многие ДВИ проводятся в письменной форме. Но можно утверждать, что ДВИ, вместе с тем, является серьезным и очень важным дополнением к ЕГЭ, потому что, если ученик и "потеряется" на одном из экзаменов, то обязательно покажет свои знания на другом: в известной мере, экзамен всегда лотерея, можно неважно себя чувствовать, можно растеряться, испугаться сложного задания, а вот на другом экзамене обязательно будет возможность показать себя с лучшей стороны. Кроме того, тот или иной университет всегда имеет возможность включить именно такие задания, по которым наилучшим образом можно будет оценить навыки соискателя именно в соответствии с будущей его специальностью.
 
Таким образом, даже можно утверждать, что подготовка к ЕГЭ и ДВИ имеют много общего. Это понимает сегодня любой хороший репетитор по математике. И в том, и в другом случае репетитору важно выработать у ученика самостоятельное творческое строгое логическое мышление, устранить все пробелы в знании и понимании школьной программы. Понятно, что каждый экзамен имеет свою специфику. Так, на ЕГЭ много простых заданий, цель которых проверить элементарные и практические навыки, внимательность и ответственность ученика. ДВИ же в большей мере нацелен на проверку профессиональных знаний на более высоком уровне.
 
Поэтому высказываться отрицательно в отношении ЕГЭ я бы все же не стал. Если сравнивать с экзаменационной системой прежних лет, когда ЕГЭ еще не было, то в те годы экзамены по математике в школе были проще, и главное, они в меньшей мере требовали умения самостоятельно и творчески мыслить, решая нестандартные задачи. И это я как репетитор математики считаю значимой и сильной стороной ЕГЭ. Другое дело, что к сожалению, в школе далеко не всегда уделяют именно творческому, самостоятельному мышлению достаточно внимания. А зачастую этому и вовсе могут практически не уделять внимания. И, к сожалению, практика репетитора показывает, что не в каждой школе вообще достаточно времени посвящают подготовке к ЕГЭ. В тех школах, которых к ЕГЭ готовят всерьез, результаты всегда значительно лучше. И кроме того, еще одна проблема - с литературой. С 90-х годов, стало появляться множество некачественных учебников, которые можно смело назвать учебной макулатурой. И некоторые школы стали внедрять такие учебники в ущерб классическим и качественным, прошедшим серьезнейшую отработку и проверку временем.
 
И, в заключение, какие рекомендации можно было бы высказать в отношении ЕГЭ по математике, учитывая те соображения, которые высказал Виктор Антонович Садовничий. Я не буду здесь касаться первой части ЕГЭ. Эти задания, включая, в том числе, и задания с графиками, рисунками, схемами, таблицами, нацелены на проверку аккуратности, внимательности, а следовательно и безупречности элементарного логического мышления, что я считаю крайне важным. Остановлюсь лишь на наиболее сложных заданиях второй части ЕГЭ. Здесь я не стал бы включать те задания, которые практически крайне трудно выполнить, тем более если они требуют знаний за рамками школьной программы. Я имею в виду, что бывают такие сложные задания, выполнить которые можно в основном лишь заранее зазубрив какую-то специальную и довольно сложную и никому, как правило, не нужную схему. Это и самое последнее задание профильного ЕГЭ, и некоторые задания с параметрами (но они изобилуют в основном лишь в методичках, на ЕГЭ встречаются редко), и возможно отчасти некоторые задачи планиметрии. Может быть, стоило бы вместо одного такого задания лучше включить парочку нестандартных задачек олимпиадного типа на хорошую смекалку и творческий подход.
 
Но в целом, сегодняшний ЕГЭ по математике, как и по физике, достаточно серьезно отработан и продуман, при том что совершенствование вариантов, вне всякого сомнения, желательно и проводиться будет, что поспособствует, надеюсь, и росту уровня и качества знаний выпускников школ.
 
 

   
Репетитор по математике на facebook
   
Репетитор по математике в контакте
   
Репетитор по математике на одноклассниках
   
Репетитор по математике в instagram
 
     

Copyright © 2018 - 2020. Репетитор-математик. Все права защищены. Привлечение по ст. 272 УК РФ за использование E-mail и телефонов для СПАМа и занесения в базы данных.

  Яндекс.Метрика       Рейтинг@Mail.ru