Репетитор по математике, алгебре, геометрии В.Колосов - Москва, ВДНХ
 


Телефон: (+7 903) 589-15-79

 Главная      Статьи      ЕГЭ      ОГЭ      ДВИ      Методики      5-9 классы      10-11 классы      Правила В.Ю.  

Математика с репетитором

  1. Подготовка к экзаменам ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ. Длительность и цена индивидуального занятия. Наиболее оптимальным считается время от 1 часа 20 минут до 2 часов. Конечно же, это время будет зависеть и от класса средней школы (чем старше класс, тем больше времени можно уделить уроку), и от индивидуальных способностей, наклонностей ученика, уровня его мотивации. В отдельных случаях это время имело бы смысл увеличить и более двух астрономических часов.
 
Что касается стоимости занятий, то здесь довольно большой разброс цен, в зависимости от качества этих занятий. Так, если говорить о преподавателях или репетиторах математики уровня так называемых непрофессионалов, а это, например, студенты, аспиранты, иные подрабатывающие преподаватели то здесь стоимость занятий сравнительно невелика, что соответствует и их качеству, которым она обусловлена.
 
Еще одна ценовая категория определяется преподавателями, работающими в университетах, к поступлению в которые они и готовят абитуриентов. Здесь конечно нужно оценивать ситуацию индивидуально, университетов у нас много, каждый имеет свою специфику. Иногда это могут быть полезные связи. Отметим, что за обещаниями не всегда могут следовать реальные дела. Но в последние годы практически все университеты принимают будущих студентов по итогам ЕГЭ. Поэтому профессиональная подготовка с репетитором-математиком именно к ЕГЭ по математике, а в отдельных случаях к дополнительному вступительному испытанию ДВИ, выходит на первый план.
 
Наибольший эффект, конечно же, будут иметь занятия по математике с профессиональным репетитором, мастером своего дела. Таких людей на самом деле не много. Частное преподавание для них является основным источником дохода. Стоимость занятий с ними не будет низкой, хотя вполне доступна для многих людей среднего достатка и выше. Но здесь можно говорить об индивидуально выработанной программе для ученика. Задача профессионального репетитора по математике - дать молодому человеку те знания, которых нельзя получить в школе. И речь идет не только о том, что профессионально научить решать задания с параметрами, а также некоторые задачи, уравнения, которых нет в школьной программе, может лишь хороший репетитор. Но и, что не менее важно, профессиональное обучение математическому искусству на уровне высшего пилотажа дает очень много. Я попытаюсь объяснить, что имею в виду. Скажу честно, я сам никогда с репетитором не занимался, просто тогда было иное время, мне вполне хватило для поступления в МГУ немного занятий в математическом кружке и посещения подготовительных курсов последние два года перед поступлением. Но только теперь понимаю, как много могут дать индивидуальные занятия с репетитором-математиком действительно высокого уровня. Безусловно, самостоятельная подготовка всегда имеет свои преимущества. Знания, добытые самостоятельно и, что называется, в бою, имеют и большую силу, намного большую. Но совсем иное дело, когда такие добытые в бою знания еще и дополнены мудрыми советами, пояснениями опытного человека. Лишними они не будут никогда, хотя бы потому что позволят избежать лишней потери времени и уберегут от множества ошибок. И плюс ко всему, опытный репетитор подскажет, как лучше спланировать свое время, чему стоит уделить больше внимания, чему меньше. А самое главное, и способность к творческому, самостоятельному мышлению, и математический дар - это не есть нечто данное свыше, это нарабатывается и взращивается лишь путем целенаправленных, и лучше когда осознанных и со знанием дела, усилий.
 
2. Как выбрать хорошего репетитора. Преимущества индивидуальной работы с репетитором можно почувствовать с самых первых занятий. Ну а правильный выбор репетитора имеет огромное значение. Когда я учился в МГУ, один мой сокурсник, немало удивив меня, однажды сказал, что выбор научного руководителя имеет большее значение, чем выбор жены. Он, кстати, выбрал своим руководителем академика Велихова Евгения Павловича... Научный руководитель - это связи, это, вполне вероятно, и дальнейшая судьба. А вот репетитор по математике - это первые шаги, которые, если не сделать их правильно, могут не принести желаемого результата! Можно спорить о том, что же важнее - получить связи для дальнейшего карьерного роста или же приобрести дар, который позволит затем развить в себе многие способности, которые не менее важны в будущей жизни. Наверное, важно и то, и другое...
 
Итак, на что же в первую очередь стоило бы обратить внимание, выбирая вашего репетитора по математике. Прежде всего, он должен быть подлинным мастером предмета, который преподает. Мастерство передается, это доказанный и многократно проверенный опытом факт. К тому же, если непрофессионал научит неправильным приемам, ошибки будут заучиваться, а это самое страшное, что можно получить в результате неграмотного преподавания, потому что потом переучиваться, избавляясь от собственных заученных ошибок, намного сложнее, чем учиться заново, что называется, с чистого листа! И это тоже проверенный горьким опытом факт.
 
В математике важно уметь правильно выстроить стратегия использования и сочетания специальных математических приемов, научиться редкой способности увидеть решение, прийти к правильному ответу. Но такой дар не доступен для людей, не являющихся профессиональными математиками. С другой стороны, надо понимать, каким огромным объемом информации нужно овладеть всего лишь за один или в лучшем случае два года. Но это не получится, если правильным образом не выстроить учебный процесс, не спланировать правильно стратегию и временную последовательность обучения.
 
Увы, порой даже от хорошего учителя можно услышать мнение, что уровень знания репетитора не столь важен, как умение понятно и доходчиво объяснять материал. Но это не так. Потому что главное - научить самостоятельному мышлению, чтобы незнакомые ранее и сложные примеры решались без посторонней помощи, которой на экзамене, на ЕГЭ, ДВИ ожидать неоткуда. Воспитание мотивации и интереса к предмету - это хорошо. Но "доходчивое и понятное разжевывание" - что это, если не сладкая приманка, которая приведет к тому, что избалованный мальчик потом не сможет справиться со сложным заданием на ЕГЭ, а впоследствии не сможет и решить сложную жизненной проблему... Специфика работы хорошего репетитора в том, чтобы обучить самому сложному - самостоятельному мышлению. Но умение ясно, доходчиво объяснить материал тоже важно. И вместе с тем, репетитор должен уметь почувствовать, когда нужно остановиться, чтобы дать ученику шанс решить проблему самостоятельно. В этом преимущества индивидуальных занятий с репетитором по математике: индивидуальный подход в сочетании с знанием и использованием передовых и самых эффективных методик обучения. Если же говорить о проблеме психологической совместимости, то, согласно моему опыту, чем выше профессиональный уровень преподавателя, тем лучше понимают его ученики и меньше всевозможных проблем.
 

 

  • 3. Об уважении к Знанию Для репетитора по математике очень важно должное внимание уделять чистоте, аккуратности, почерку ученика, а порой и возможно письменным принадлежностям - ручке, тетрадке. Аккуратная тетрадь - не просто прихоть учителя. Дело в том, что аккуратность ведения тетради при выполнении заданий на 80% исключают возможность ошибки. Больше того, аккуратную работу намного легче проверить и найти ошибки. А это всегда дает очень большое преимущество на экзамене. Если ты ушел с экзамена, поспешив и не выполнив проверку - где гарантия, что в работе нет множества ошибок? Я даже не говорю о том, что преподаватели, проверяющие такие работы, как правило, при прочих равных условиях, отдадут предпочтение чистоте и аккуратности. Говоря об уважении к знанию в этой статье, я сказал очень коротко, и надо будет этой важнейшей и очень большой проблеме посвятить отдельную работу.
     
    Есть такая страна, Германия. В 80-е, в этой стране ученые специально проводили исследования. В одной группе школ, повышенное внимание уделялось аккуратности ведения тетрадей, почерку, красоте почерка, а во второй группе школ обращали внимание на другие аспекты. Оказалось, что в первой группе школ уровень знаний учеников был намного выше; выше были успеваемость, результаты на всех экзаменах. Всего было исследовано свыше двухсот классов. Стали думать, а в чем же причина. И вот тут выяснилось, что для учеников первой группы школ гораздо больше характерно серьезное и уважительное отношение к математике, при том что намного выше и уровень интереса к предмету. На международных конгрессах по математическому образованию несколько моих коллег сделали доклады на эту тему. Они единодушно отмечали важность аккуратного оформления работ по математике. Один ребенок принесет домой красивую тетрадь, солидную ручку. Другой купит все самое дешевое. Ручка у него все время будет ломаться, из нее постоянно будут вытекать чернила, образуя кляксы. Весьма любопытен для меня был доклад коллеги Робинсона, научная группа которого выполняла работу вместе с американскими медиками. Робинсон показал, насколько использование качественной и престижной, изящной и удобной ручки положительно влияет на успеваемость, но, более того, влияет и на здоровье ученика, его нервную систему. Последнее очень близко моим собственным идеям и отлично согласуется с тем, о чем неоднократно говорил в своих книгах и докладах известный российский ученый, профессор, доктор медицинских наук А.А.Алексеев. Профессор Алексеев даже рекомендуя писать гусиным пером, что по его обоснованному мнению хорошо сказывается на здоровье.
     
    Если хотите добиться успеха - самое главное, делайте все с увлечением и радостью. Научить этому ученика далеко не всегда просто. Но именно эта задача и является сегодня основной для сильного репетитора-математика, ибо от ее успешного разрешения на девяноста процентов зависит успех всего дела. Ведь учащийся, понимающий важность изучения предмета, понимающий, как много пользы принесет для него этот предмет, увлеченный и испытывающий радость при его изучении, добьется результатов гораздо быстрее.

  • 4. Нужно ли выполнять домашние задания? Отвечая на этот вопрос, могу сказать, что в общем случае это конечно же зависит от конкретной ситуации, какой объем домашних заданий стоит давать данному ученику. Есть ребята, активно и профессионально занимающиеся спортом, им математика нужна для общего развития. Другие собираются в университеты медицинского профиля, где математику сдавать не нужно, достаточно не получить двойку на ЕГЭ. Будущим студентам экономических и технических, математических специальностей математика необходима на значительно более высоком уровне, и здесь я считаю домашние задания в хорошем объеме обязательны. Это самостоятельная работа, без которой творческое, самостоятельное, креативное мышление не разовьется! Да и на бюджет не поступить. Домашние задания - абсолютно необходимый элемент обучения для таких учеников. Не случайно именно домашним заданиям на последних международных конгрессах по математическому образованию уделялось так много внимания. По этой проблеме было много споров, интереснейших докладов.
     
    Разумеется, занятия с хорошим репетитором-математиком принесут пользу и тогда, когда домашним заданиям внимания не уделяется. А все обучение проводится лишь во время занятия. Два академических часа занятий, что называется, "глаза в глаза", когда посачковать не получится, всегда оставят свой след. Но, если ученик к тому же усердно и прилежно выполняет домашние занятия, то пользы намного больше.

  • 5. Стоит ли вести дневник индивидуальных занятий? Я много времени посвятил одной из самых сложных и серьезных проблем - каким образом выработать у ученика правильное понимание и отношение к учебе. И вот, однажды предложил одному из учеников вести дневник. Там он, в конечном итоге, отмечал свои результаты в изучении математики по самым разным параметрам. Эти параметры самые различные, от успехов в преодолении конкретных технических трудностей в отдельных темах, и до таких критериях как мотивация, интерес к предмету, логическая безупречность выводов, проверка ошибок и уровень творческого мышления. И вот я был даже немного удивлен, когда именно у этого ученика "загорелись" глаза, да и сами наши занятия стали приносить ему намного больше пользы. А ведь когда-то этот ученике считался очень слабым, многие ставили на нем крест... И вдруг - стал постепенно одним из лучших в школе.
     
    Теперь я позволю себе задать один вопрос. Вот представим, какой-то человек делает какое-либо дело, причем он понимает, что именно это дело для него очень важно, важно чрезвычайно, может быть даже одно из самых важных в жизни. И больше того, он делает это дело с огромным удовольствием, увлечением, интересом, делает чрезвычайной серьезно. Так вот, вопрос - Как он будет делать это дело, вернее, чем он его дополнит? Как вы думаете?...
     
    И вот мой ответ. Он начнет вести дневник. И в этом ключ к ответу на главный вопрос нашей темы. Определенно, он будет вести дневник, потому что так он сможет делать это свое дело лучше. А дело для него важности чрезвычайной. Стало быть, он кровно заинтересован в успехе. Этот дневник поможет ему понять самого себя, а также лучше увидеть те недочеты или проблемы, которые мешают делу. Этот дневник станет для него своего рода творческой лабораторией, где он будет целенаправленно и методично проводить свои исследования, которые будут помогать ему, поднимая на все более и более высокую ступень творчества и мастерства.
     
    Вы спросите, если все так хорошо, почему бы тогда не предложить вести такой дневник каждому, и все будут учиться отлично? Скажу прямо. Многим людям такая методика помогает, и помогает очень сильно, эффект получается великолепный. Но помогает не всем. Потому что здесь необходимо еще наличие у человека определенных качеств. Также нужна достаточная мотивация. Если тебе изначально математика как предмет откровенно неприятна, тут говорить о дневнике преждевременно, сперва надо изменить отношение к предмету, к учебе, а вот когда репетитор-математик сумеет добиться перелома, заинтересовав ученика всерьез и надолго - тогда можно приступить и к ведению дневника.
     
    Конечно, такой дневник будет отличаться от обычного, школьного. В нем ученик может высказать свои мысли, впечатления, самостоятельно подвести итоги, самостоятельно наметить для себя пути к совершенствованию, к изменениям. Здесь он творец, он не просто пассивный слушатель или исполнитель, но вовлечен в активный творческий процесс, а такая работа всегда окрыляет, если делается искренне, не для галочки. Были у меня дети, которые пытались начинать вести дневник для галочки, потому что они уже к этому привыкли, так учат в школе - чтобы избежать наказания, надо что-то сделать, показать. А то, что мы показываем, истинным может лишь казаться, таковым не являясь. Но тогда не будет пользы от дневника. В целом, ведение дневника сугубо индивидуально, каждый раз для каждого нового ученика придумываешь что-то новое, но и сам ученик, размышляя, добавляет свои собственные элементы новизны в эту систему.
     
    Можно сказать, что на основе именно этого первого удачного опыта ведения дневников позднее и была создана Фундаментальная система подготовки и обучения (ФСПО). Но после ее появления, эффективность обучения стала намного выше, а пользы для учеников от наших занятий - намного больше.

  • 6. Уверенность в собственных силах. Неуверенность это как раз и есть именно то, что приводит к страху, а как следствие, все учебные дела откладываются под разными предлогами - на завтра, днем откладываются до вечера, вечером снова до завтра, и так до бесконечности. Это ведет и к неспособности сосредоточиться, далее к отторжению предмета, уроков, учителя.
     
    Эмоциональный настрой же очень важен. Этот настрой ученику надо помочь восстановить - и это задача хорошего репетитора по математике. Постепенно острота проблемы снимается, и начинается нормальный процесс обучения. Война учителя и ученика - это плохая идея. Сотрудничество, помощь, основанная на понимании - хорошая и правильная. Это и подразумевает концепция индивидуальной работы репетитора-математика с учеником. Исчезает страх, появляется уверенность. А тут уже процесс обучения идет словно по маслу.

  • 7. Зачем изучать математику? Могут быть люди весьма высоко развитые и эрудированные, однако испытывающие большие трудности с самостоятельным и творческим мышлением. Сложная проблема или жизненная ситуация ставит их в тупик. Но есть и другие люди, что называется, "самородки". Они способны достойно ответить на вызов судьбы, решить действительно трудную проблему, даже такую, которая, казалось бы, вообще не может иметь решений. Но единственный предмет, который позволяет развить такие качества - математика. Именно в математике приходится сопоставлять факты, применять законы и правила, находить неожиданные ходы и пути решений. Занятия по математике с хорошим преподавателем формирует самостоятельный, независимый взгляд на мир. Математический опыт логики, строгости, точности и креативности учит ответственно подходить к решению любых задач. Так что не случайно математика была высшей привилегией среди верхних слоев правящей элиты древней Греции, Китайской империи. Эту роль математики понимают и в самых лучших, элитных школах, колледжах, университетах всего мира.

  • 8. О физической подготовке ученика, его выносливости. Многие родители задаются вопросом, как же сохранить психику подростка, загруженного тяжелой школьной программой и одновременно интенсивной подготовкой в ВУЗ, тем более с учетом сложного переходного возраста?
     
    Кому-то может показаться странным, когда я, профессиональный репетитор-математик, советую ребятам больше внимания уделять физической подготовке, спорту. Такой принцип у меня со времен учебы и работы в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова. Программа обучения там настолько интенсивна и требует такой отдачи, что выдержать слабому может не получиться. А следовательно необходимо уделять время своему здоровью, занятиям спортом. Время и средства, потраченные на здоровье, никогда не пройдут даром.
     

     
    Москва, июль 2018.

  •    
    Репетитор по математике на facebook
       
    Репетитор по математике в контакте
       
    Репетитор по математике на одноклассниках
       
    Репетитор по математике в instagram
     
         

    Copyright © 2018 - 2020. Репетитор-математик. Все права защищены. Привлечение по ст. 272 УК РФ за использование E-mail и телефонов для СПАМа и занесения в базы данных.

      Яндекс.Метрика       Рейтинг@Mail.ru