Репетитор по математике, алгебре, геометрии В.Колосов - Москва, ВДНХ
 


Телефон: (+7 903) 589-15-79

 Главная      Статьи      ЕГЭ      ОГЭ      ДВИ      Методики      5-9 классы      10-11 классы      Правила В.Ю.  

О совместимости учителя и ученика

  В чем причина, что отношения между репетиторами, учителями школы, преподавателями университетов и их учениками не всегда идеальны? Либо же это просто очередная надуманная проблема, каприз или иная форма проявления неадекватности одной из сторон? А если такая проблема на самом деле возникает, то всегда ли виной непрофессионализм учителя? Специалисты отвечают: - Нет, отнюдь не всегда. Тем более, профессиональным знаниям психологии даже сегодня не обучают даже студентов сильнейших педагогических университетов.
 
Несовместимость ученика и учителя может произойти из-за различия в темпераментах (меланхолик - холерик); разницы в миропонимании и видении целей, разницы в понимании добра и зла; различия в образе воспитания дома и в школе, с репетитором; выраженного или скрытого конфликта учителя (репетитора) и родителей ученика. Толчком к утрате взаимопонимания нередко может послужить и отсутствие должного уважения к предмету обучения со стороны родителей. В последнем случае это передается ученику, а если отсутствует уважение к предмету, тогда зачем учить предмет, если он не нужен... Причинами, которые в конечном счете могут послужить ухудшению отношений, может быть очень много, объективных и субъективных, и думается нет смысл их здесь перечислять, они очевидны. У одного влажные руки, у другого неприятный запах изо рта, и т.д, и т.п. Само по себе это еще не катастрофично, но вот если найдется действительно весомая, значимая причина - все эти мелкие факторы, которых много, будут объединяться, усиливаясь, и действительно между учителем и его учеником встанет стена несовместимости. Можно ли будет потом эту стену преодолеть? Я думаю, да, но для этого понадобиться устранить ту главную, собственно настоящую причину конфликта. В эта главная причина - она, по моему мнению, фундаментальна, и корни спрятаны глубоко в области мировоззрения, различии в понимании зла и добра у обеих сторон. Но это не всегда выходит на поверхность, а потому и отношения вполне могут складываться нормально, а процесс обучения будет успешным. Таким образом, в известной мере, да, я считаю проблему совместимости в значительной мере проблемой надуманной, хотя и в общем случае не лишенной смысла. Может быть, это потому, что мои отношения с моими учениками обычно складываются хорошо. Может быть, по иной причине.
 
Но если говорить о моем опыте как ученика, мне не просто вспомнить учителя, у которого со мной хоть как-то серьезно проявлялась такая проблема. Это и моя самая первая учительница, и все последующие школьные учителя. Причем по всем предметам. У меня были и дополнительные занятия по математике. Я до сих пор помню преподавателя своего математического школьного кружка. Заниматься было интересно, причем не благодаря каким-то его особым выдающимся способностям или дару, а просто вследствие моего к нему уважения и интересу к предмету, который он преподавал. Он был кандидатом наук, и занимался я не очень долго, около года. Потом, к сожалению, ту школу закрыли. Но те упражнения, которые мы разбирали с ним, были для меня очень интересны, и я с удовольствием старался выполнять его задания. Причем он никогда не требовал их выполнения в жесткой форме, они были по желанию. Но я их делал. Затем были подготовительные курсы, тоже положительный опыт, потом МГУ. Преподаватели самые разные, но если интерес к предмету имеется - тогда и к преподавателю этого предмета относишься хорошо, и не будешь думать о каких-либо недочетах или отсутствии контакта, несовместимости. Единственным, что могло для меня служить поводом к недопониманию, могло быть лишь отсутствие окрыленности, если можно так выразиться. Такое встречается среди преподающих студентов, но очень редко среди опытных преподавателей.
 
Здесь нельзя не вспомнить и еще об одном моем преподавателе - Наталье Геннадьевне. Вполне вероятно, при нашем более близком знакомстве проблема несовместимости могла бы хоть как-то проявиться, и очень даже может быть, это была бы очень серьезная проблема. Но в данном случае мне был очень интересен предмет. С огромным интересам я слушал ее лекции и, благодаря превосходному университетскому опыту, все успевал записывать. Потом дома внимательно читал, повторял, старался еще лучше понять материал, который, надо отдать ей должное, она великолепно и доступно излагала. Когда что-то было непонятно, я каждый раз задавал вопросы, и Наталья Геннадьевна, если могла, всегда старалась ответить. Это делало обучение особенно легким и эффективным. Но я привел этот пример для того, чтобы было видно самое главное. Важна мотивация. Вы понимаете, насколько вам необходим изучаемый предмет, и стараетесь не упустить малейшей возможности, чтобы его освоить. Вы не допускаете бездарной потери времени на лекции. Тогда намного быстрее пойдет и самостоятельная проработка этих лекций уже в домашних условиях, повторение, разбор деталей и решение задач. То есть секрет, источник обучения - вы сами. Причина успеха или неудач только в вас самих, а залогом успешного обучения будет ваше уважение к этому знанию и к учителю, который вам это знание преподает. И тогда о проблеме несовместимости речи идти не может в принципе. В подавляющем большинстве случаев, так и получается! Но разумеется, это не означает, что вы никогда не встретите преподавателя или репетитора с которым заниматься... ну, совсем неинтересно вам, так скажем. Постарайтесь найти другого тогда.
 

  Основа психологической совместимости - взаимное эмоциональное восприятие качеств характера, ума, потребностей, привычек. Но это и взаимное уважение, дружба, симпатия. Скажу больше, это и сходство взглядов и представлений. Здесь надо говорить о совокупности положительных эмоций и взаимных оценок - оценок образа мыслей, желаний, намерений, поведения, жизненных ситуаций... Психологическая совместимость по своей сути глубоко интегральная, так как включает в себя целый комплекс, целый мир представлений! Это и способность изменяться, приспосабливаться, идти навстречу, ради общей пользы сотрудничества.
 
Говорят, что хорошая совместимость характеризуется наибольшей взаимной удовлетворенностью при значительных эмоциональных и энергетических затратах. Великий физик Нильс Бор сказал: "Противоречия не противоречат, а дополняют друг друга". Так и здесь, характеры, привычки двух личностей не враждебны, а дополняют друг друга. Но это лишь подтверждает мою мысль о несовместимости как во многом надуманной проблеме. Конечно, в космосе, когда двое космонавтов в одном помещении вместе на протяжении года, проблема проявляться может очень остро. Или если иметь в виду начальника и подчиненного, которые вместе из года в год и каждый день. Но это не есть проблема учителя и ученика, студента и преподавателя - тут она редко возникает, потому что цель здесь получение знаний, а контакт исчерпывается очень незначительным промежутком времени, причем с большими перерывами.
 
Но я бы согласился с тем мнением, а оно известно... что в связи с обсуждаемой здесь темой, можно и важно выделить два типа личности.
 
Тип первый - это так называемый манипулятор. Для манипуляторов характерно стремление навязать свою волю, манипулировать, управлять любым процессом. Но если вы скажете людям о подобных намерениях открыто, они вас отвергнут. Следовательно, вам необходимо скрыть, замаскировать, фальсифицировать свою подлинную суть. И как следствие тщательно маскируемая фальшь. Фальсифицируют подобные люди и личные переживания. Скрывают свои истинные эмоции. Для них важно произвести впечатление. Они расчетливы в подборе средств, циничны в отношении к людям, к ценностям взаимодействия между людьми. Такие люди порой даже бессознательно развивают способность манипулировать другими, потому что им надо добиваться того, чего они хотят. С другой стороны, вместе с потребностью манипулировать, им необходимо и руководство над ними сверху. Им обязательно надо, чтобы кто-нибудь ими руководил. Иначе как карточный домик рассыпается, ломается их концепция.
 
Однако, действительной пользы такое поведение человеку не приносит. Неосознанность, заблуждения, ложь, цинизм, контроль - вот их основные черты. Но такой путь - путь самоуничтожения. Рациональное объяснение всего и вся, и в то же время отношение к людям как неодушевленным предметам... Подобное всегда видят люди, это не скроешь игрой той роли, которую такому человеку постоянно приходится играть, не имея возможности расслабиться и быть самим собой.
 
Второй тип - актуализатор. Такому человеку в гораздо большей мере свойственны честность, открытость, искренность. Их интерес к людям в большей степени подлинный, им свойственно уважение к другим людям. А также они обладают большей самостоятельностью и свободой самовыражения, более креативны.
 
Ну а дальше уже остается ответить на вопрос - К какому из этих двух типов принадлежите вы как репетитор и к какому принадлежит ваш ученик. Тогда проблема совместимости во многом раскрывается сама собой. Хотя, такое разделение, как это обычно и бывает, весьма условно, как и мир не является ни исключительно черным, ни исключительно белым, потому что на самом деле в нем множество оттенков и цветов.

   
Репетитор по математике на facebook
   
Репетитор по математике в контакте
   
Репетитор по математике на одноклассниках
   
Репетитор по математике в instagram
 
     

Copyright © 2018 - 2020. Репетитор-математик. Все права защищены. Привлечение по ст. 272 УК РФ за использование E-mail и телефонов для СПАМа и занесения в базы данных.

  Яндекс.Метрика       Рейтинг@Mail.ru