Репетитор по математике, алгебре, геометрии В.Колосов - Москва, ВДНХ
 


Телефон: (+7 903) 589-15-79

 Главная      Статьи      ЕГЭ      ОГЭ      ДВИ      Методики      5-9 классы      10-11 классы      Правила В.Ю.  

О воспитании мотивации

  1. Дошкольная подготовка. Эта стадия подготовки имеет значение, которое трудно переоценить. Если заботиться о здоровье с самых малых лет, то и потом трудностей будет намного меньше! Физический сильный, здоровый ребенок, без травм, хронических болячек, всю последующую программу обучения пройдет намного легче. Будет больше и здоровых желаний, инстинктов. Он будет стремиться к знаниям, получению все новой и новой информации. Такие наклонности надо поощрять, ни в коем случае не убить их с самого начала. Я как репетитор по математике утверждаю: если ребенок спрашивает о чем-то, что для него интересно - постарайтесь ответить, либо, если нет времени или ответить не получается, то лучше похвалить, дать понять, что эта проблема и вам очень интересна, и вы вместе потом обязательно в этом разберетесь. Но конечно, помнить надо и о том, что знания - это не дешевый продукт, который каждый кому ни лень пытается втиснуть в переполненную голову бедного страдальца. Знания очень дорогая вещь, и по сути, это самое ценное, что есть в жизни. А потому пусть малыш поборется за эти знания, они не должны быть бесплатной, и уж том более навязанной из-под палки данью.
 
2. Осознанное поведение и увлеченность Кроме подготовки физической, обязательно надо своевременно научить вести себя осознанно. Это значит, научить подчиняться определенным правилам. Делать не то, что хочется, а то, что необходимо, что осознанно было намечено ранее. Способность преодолевать себя не возникает просто так. Это надо воспитать, научить этому. Большое значение имеет личный пример. То есть воспитать в себе энтузиазм, делать любое дело не просто как нечто скучное и неинтересное, но с увлечением. Тогда это будет интересно и вашему воспитаннику. Мы все хорошо помним, насколько восприимчивы дети в самом раннем возрасте. Они копируют любое поведение, стараясь подражать взрослым, которые для них авторитет.
 
3. Вера в человека, поддержка моральная. Порой, к сожалению, не каждый понимает, насколько это важно. Между тем, иной раз скажет близкий человек, я имею в виду родителей, друзей, родственников, что вот ему понравился рисунок, сделанный ребенком, либо удачно решенное уравнение, или еще что-нибудь. И это может ни много ни мало определить всю дальнейшую судьбу. Человек может стать великим художником, математиком. Только потому, что близкий человек, мнение которого ценно, когда-то в тебя поверил, поддержал. Это не означает, что нужно сыпать комплиментами направо и налево. Действительно значимые успехи, достижения - определенно, поддерживать стоит. Потому что поддержка близких - всегда огромное подспорье, которое очень часто чудесным образом может решить самые сложные проблемы и устранить трудности. Но надо помнить и о том, что верно и обратное. Осуждение, отсутствие поддержки со стороны близких людей может убить способности, талант, желание что-либо делать.
 
4. Научить не падать духом. Временные, даже самые серьезные трудности не должны быть препятствием. Но чтобы справиться, нужно научится ребенка не падать духом. Не вышло на этот раз, сорвалось - не беда, заварим новую кашу. Но для этого необходимо поддерживать веру в себя. Человек должен четко осознавать, что он данную проблему, задачу решить может. Вот тогда он рано или поздно ее решит, а время тут уже не имеет большого значения - главное, цель будет достигнута.
 

  • 5. Уважение к учителю, к знаниям. Рассмотрим внимательно два примера. В одном случае ученик уважает своего учителя, репетитора, ценит те знания, которые он получает, понимает, насколько это серьезно и необходимо. А во втором - всё наоборот. И теперь вопрос - Так в каком же случае этот ученик пойдет на урок с интересом, будет учиться с радостью, с удовольствием, будет превосходно понимать и воспринимать материал? Думается, вопрос риторический. Не спорю, любой учебник может быть не лишен несовершенств, даже ошибок, а учитель - недостатков. Но всегда крайне важно верить, что твой учитель лучший, а учебник - превосходный. Потому что только тогда ты получишь настоящие знания, а недостатки учителей или учебников так при них и останутся, твоим знаниям они не помешают. А значит, они и не важны, а важно только твое уважение к учителю. Если нет такого уважения - человек учиться не будет. Мне как репетитору по математике за долгие годы неоднократно доводилось, чего греха таить, слышать от учеников или даже их родителей - Вот, у нас в школе такая учительница, и то в ней не так, и это не этак, а учебник, по которому мы учимся в школе, какой-то очень плохой, а вот не могли бы Вы порекомендовать лучший учебник? Очень неправильный подход! Если весь класс учится по данному учебнику, значит не от вас зависит выбрать тот или иной учебник. И надо ценить именно этот учебник, именно эту учительницу. У вас ведь в данный момент нет других, выбрать другие вы не можете. А отсюда однозначно следует и ваше правильное отношение к учительнице или к учебнику - только уважительное! Попытайтесь теперь ответить себе на вопрос, а будут ли в данном случае вообще иметь значение недостатки данного учебника или человека? Ведь вы получите реальные знания. Любые недочеты в этих знаниях вы потом сами легко исправите, а вот то, как вы их исправляете, не пройдет даром. Потому что именно это вас научит самостоятельному мышлению. Или еще часто слышишь - Ох, эта ужасная математика, в жизни она никогда не пригодится, зачем нам это надо? Так порой мыслят некоторые ученики, а источник - родители. Наши родители для нас большой авторитет. Станем ли мы тратить время на то, что по мнению родителей нам в жизни никогда не понадобится?

  • 6. Честность и открытость как принцип в отношениях. И дети, и взрослые, очень часто видят, когда с ними честны, порядочны и откровенны, а когда нет. Общение необходимо. Уделять внимание и время крайне важно. Если молодой человек понимает, что вам не безразличен, не пустое место, что для вас наоборот очень важны его успехи, то это окрыляет. Но искренность, честность - это обязательное условие. Также важны благополучная атмосфера в семье, соблюдение режима. Распространенные ошибки - подавление личности, угрозы, физические наказания. Потому что в этом случае целью личности ребенка станет не столько достижение успеха, сколько стремление спрятаться от неудач, наказаний. С другой стороны, не будет уместна и чрезмерная опека.

  • 7. О поощрениях. Поощрения за успехи в учебе это тоже важный вопрос. Он не простой, противоречивый, спорный. Если высшую цель человеческого существования - получение знаний - подменять некими искусственными стимулами, можно потом эту цель потерять, утратить. Тем не менее если поощрять за хорошую учебу, например, интересными совместными мероприятиями, поездками, вреда не будет. Можно также подарить хорошую книгу, картину, полезную вещь. Чем выше уровень мотивации, тем адекватнее желания.

  • 8. Целенаправленная подготовка ситуаций успеха. Очень редко когда успехи, достижения приходят просто так, как бы сами собой. Тем более в начале школы. Их нужно готовить целенаправленно, работать над этим. Это как на рыбалке вы, может быть, даже подсаживаете специально рыбу на крючок, помогаете, а когда человек вытянет рыбу, он не догадается, но зато в следующий раз он уже сам поймает рыбу... С другой стороны, важно подбадривать и в случае неудачи.

  • 9. Мотивация и временной фактор. Вода камень точит. Когда-то давно у меня был ученик, весьма сильно отстававший по математике. К тому же, он имел гуманитарный склад ума. Ну не получалась математика у него, и всё. Он решал часами даже самые простейшие примеры. Я занимался с ним как репетитор один раз в неделю. Но мы с ним оба шли к поставленной цели и не падали духом. Два года ему понадобилось, чтобы, день за днем, урок за уроком, постепенно привыкнуть к математике, овладеть объемным и сложным материалом, запомнить необходимое. И вот, по истечению этих двух лет он быстро и уверенно решал любые задачи по математике, как будто щелкал орехи. Мотивация у него возникла тоже не сразу. Постепенно оценки в школе становились лучше. А вместе с ними зарождался и интерес, появлялась мотивация. Это был очень небыстрый процесс. Зато качественный и серьезный. Серьёзная подготовка по математике всегда требует времени. Немедленные успехи никогда не приходят сами собой. Если сразу очень много требовать от ученика, это может только травмировать и создать много проблем. Ну не пробежит неподготовленный спортсмен сразу на уровне олимпийца! Чудес не бывает. Нужны тренировки, систематическая подготовка и время. Время - вот главный фактор серьезного обучения. И это же фактор воспитания мотивации. Сиюминутное быстро угасает. А вот когда над повышением мотивации ведется кропотливая, систематическая и последовательная работа, будет и успех. И именно по этой причине я как репетитор математик нередко говорю моим ученикам и их родителям: "Мы здесь не в казино, чтобы завтра же сорвать большой куш, а затем снова скатиться к тому, с чего начинали. Надо серьезно работать. Постепенное и планомерное улучшение - это стабильно и надежно. Это именно то, что нам нужно." Такой подход, такая стратегия надежна и проверена временем.

  • 10. Завышенные требования - могильщики мотивации. Если, не учитывая объективные возможности и причины, ставить чрезмерно завышенные требования, успеха мы не добьемся. Об этом уже говорилось в предыдущем пункте. Личность каждого ученика индивидуальна, у всех свои особенности физического развития. У кого-то может быть плохое самочувствие, увлечения, привязанности. И если не учитывать этого, а то и видеть в причинах неудач только лень или злой умысел, то мы никогда не сможем сохранить мотивацию и настрой.

  • 11. Научить уметь делать самостоятельный выбор и ответственно принимать решения. Нужно давать ученику возможность проявить себя самостоятельно. Только самостоятельность есть необходимый спутник мотивации. Самостоятельно принимать решения, но и самостоятельно нести за них ответственность. Только тогда появится и интерес. Так же важно и учиться самостоятельно исправлять свои собственные ошибки, корректировать свои действия, свой выбор. Что лучше - решить задачу за ученика, либо напротив, создать такую ситуацию, когда он сможет решить ее самостоятельно? Разумеется, второе потребует больше времени, терпения, а самое главное, профессиональных знаний репетитора.

  • 12. Научить отвечать за свои собственные ошибки. Если человек правильно понимает и видит причины своих неудач в себе самом, он не нанесет урон своей мотивации. Потому что если в неудачах винить других - учителей, одноклассников, школу, учебник... то зачем же тогда вообще учиться, если все кругом так плохо? Если ты не ценишь учителя - как он тогда сможет тебе передать то, что необходимо? Кто-то из учеников скажет, что объяснения на уроке не всегда понятны. Но тогда просто спросите себя: - Если каждый раз все разжевывать, то тогда каким образом сможет развиться способность к самостоятельному мышлению? На ЕГЭ попадется сложная задача - а кто там, на экзамене, будет ее разжевывать? Порой бывает, все объяснения понятны вроде бы, а на контрольных и экзаменах задания не решаются. В чем причина? Вопрос крайне любопытен. Но ответ очень прост. Если каждый раз пользоваться доступным, легким объяснением своего учителя, а задания делать тоже по заученным шаблонам, то как можно вообще решить что-либо серьезное на ЕГЭ? Там подарков не будет, там сложные задания, которые если не научишься находить ответы самостоятельно - не решишь. Больше самостоятельных, серьезных открытий, больше самостоятельных решений новых и сложных заданий! Самостоятельно решая, ошибаясь, вы сами чувствуете ответственность за свои ошибки, сами исправляете ошибки и чувствуете радость от того, что вот, такая сложная задача получилась, такую ошибку удалось исправить. А эта ответственность как ничто другое, усиливает и мотивацию.

  • Москва, август 2018.

  • Я Колосов Валентин Юрьевич, репетитор по математике (алгебре, геометрии), автор методик и статей по индивидуальному обучению. Опыт преподавания более 25 лет. Высшее математическое и педагогическое образование (диплом МГУ имени М.В.Ломоносова). Кандидат физико — математических наук. Моя специфика - это любые виды индивидуальной помощи для школьников с 5 по 11 классы, а также помощь студентам первых курсов университетов по математике. Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ, ГИА, ДВИ и переводным экзаменам. Поддержка в случае учебы в экстернате.

  • Уделяется особое внимание развитию интереса к предмету, простоте и доступности преподносимого материала. Также большое внимание уделяется выработке творческого самостоятельного мышления, а также логике, интуиции, правильному оформлению и строгости решения. Для каждого ученика вырабатывается индивидуальная программа.

  • Свою задачу я вижу не только в том, чтобы на высочайшем уровне подготовить выпускников к решению самых сложных профильных заданий ЕГЭ, ОГЭ, ДВИ, но и научить правильной стратегии и тактике поведения во время экзамена. Важно как уверенно чувствовать себя на экзамене, так и оптимально выбрать очередность выполнения заданий, потому что такой подход всегда обеспечивает соискателю дополнительные баллы.

  • Мои ученики - победители математических олимпиад, в том числе городских, районных и проводимых в престижных московских школах. По результатам поготовки к экзаменам, ученики успешно поступили в такие университеты Москвы как МГУ, ВШЭ, ФА, МГТУ, физтех, МИФИ, РЭА и ряд других.

  • Мой телефон 8(903) 589-15-79.

  •    
    Репетитор по математике на facebook
       
    Репетитор по математике в контакте
       
    Репетитор по математике на одноклассниках
       
    Репетитор по математике в instagram
     
         

    Copyright © 2018 - 2020. Репетитор-математик. Все права защищены. Привлечение по ст. 272 УК РФ за использование E-mail и телефонов для СПАМа и занесения в базы данных.

      Яндекс.Метрика       Рейтинг@Mail.ru