Репетитор по математике, алгебре, геометрии В.Колосов - Москва, ВДНХ
 


Телефон: (+7 903) 589-15-79

 Главная      Статьи      ЕГЭ      ОГЭ      ДВИ      Методики      5-9 классы      10-11 классы      Правила В.Ю.  

Репетитор математики о подготовке в Лицей Вторая школа

 

  • 1. Немного об истории Второй школы. Этот государственный физико-математический лицей — Лицей «Вторая школа» — находится в Москве на улица Фотиевой, дом 18. Станции метро Университет, Октябрьская и Ленинский проспект, а также универмаг Москва - вот ориентиры, по которым можно относительно судить о месторасположении школы. Государственное, бюджетное учреждение. История этой школы восходит к известной физико-математической школы №2. Открылась школа №2 в 1956 году. В том районе, а там сейчас поблизости универмаг Москва, тогда было не много жилых заний, был он необустроен. Тогда это была окраина Москвы, сейчас практически центр. Относительно недалеко был дом, где жили в основном преподаватели МГУ имени Ломоносова. Район достаточно быстро застраивался...
     
    Поблизости был Институт точной механики и вычислительной техники. В то время как раз вводили производственную практику, а производств в том районе не было. Тогда директор школы Владимир Федорович Овчинников, проявив интциативу, обратился к академику С.А.Лебедеву - директору института. И организовали на втором этаже школы такую вот производственную практику по специальности радиомонтажник. Я, например, в моей школе тоже получил на пракике специальность радиомонтажник. Но я учился намного позднее, а в то время это была уникальная и очень интересная специальность. Время, когда запустили Первый спутник. Прорыв в будущее, а радиотехника считалась одной из вершин науки и техники. Детям было очень интересно и престижно проходить такую практику.
     
    Дальше - больше. Сотрудничество с Институтом точной механики и вычислительной техники развивалось, и примерно через год С.А.Лебедев предложил создать в школе классы, где бы углубленно изучали матемаику и физику. И такие классы создали. Надо сказать, тот район вблизи Ленинского проспекта славится большим количеством серьёзнейших академических институтов. Это и знаменитый ФИАН, и Математический институт имени Стеклова, много других институтов. В Математическом институте работал, например, С.А.Теляковский - его знаменитые школьные учебники по матемаике для 7-9 классов все очень хорошо знают, это классика математических учебников, они десятилетиями были практически единственными учебниками средней школы для этих классов, великолепно себя зарекомендовали и сегодня еще остаются лучшими учебниками, немного развиваясь в духе времени.
     
    Неподалеку на Ленинском проспекте находится магазин академической книги, где я однажды встретил академика В.Л.Гинзбурга. Помню, мы тогда очень внимательно посмотрели друг на друга, постояли, после чего В.Л.Гинзбург пошел по своим делам, я пошел к себе, но встреча запомнилась. Бывают такие встречи, которые, казалось бы, не ведут к прямым и непосредственным последствиям, но играют весьма значимую роль в человеческих судьбах. Разумеется, я не один раз бывал в ФИАНе и на научных семинарах самого В.Л.Гинзбурга, и других ученых, и даже до этого одно время проходил там мою не очень длительную практику в качестве студента МГУ имени М.В.Ломоносова, перед подготовкой к диплому.
     
    И вот, по мере появления в школе физ-мат классов, возникала потребность школы и в преподавателях соответствующего уровня. Таких преподавателей подбирали, и в итоге школа приобретала все большую популярность. В школу стало поступать все больше детей тех, кто работал в расположенных в том районе академических институтов, а это специальности в основном все же естественно-научные, близкие к маткматике, физике. Я как человек который долгие годы имел опыт преподавания математики как репетитор и еще читал лекции студентам, очень хорошо понимаю, как много значат гены родителей. Если у тебя родители когда-либо всерьез занимались математикой или хотя бы хорошо понимали этот предмет в школе - это почти 100-процентная вероятность, что и у тебя самого с математикой будет все в полном порядке, если конечно ты не законченный лентяй и будешь уделять учебе время. Отсюда понятно, что качество подготовки в этой московской школе было очень высоким.
     
    Школа становилась все более престижной, многие очень крупные ученые добивались, чтобы и их дети тоже учились в этой школе. И уровень, статус школы рос еще больше. Ну а ученые из академических институтов много помогали школе, шефствовали, беседовали с учениками, выступали, читали лекции, преподавали в школе сами. Но, как водится, академики есть академики, и в семьях таких людей в то время витало много информации по самым разным областям, другое дело, всегда ли такая информация соответствовала действительности... Но, так или иначе, многие вещи понимались нетрадиционно, были свои представления, которые некоторые по каким-то причинам ассоциировали со свободным взглядом на мир и окружающую реальность. Всё это не осталось без последствий, и в 1971-м сам В.Ф.Овчинников, его заместители и некоторые учителя из школы были уволены. Восемь директоров сменились в школе за тридцать лет. Одно оставалось неизменным - высокий уровень физ-мат подготовки. Разумеется, что многие из учеников школы номер 2 становились выдающимися учеными в своей области. Кто-то продолжал традиции родителей, другие искали свой путь в науку самостоятельно...
     
    В 2001 директором Вторая школа был назначен её первый директор Владимир Фёдорович Овчинников.

  • 2. Система Овчинникова. В "Учительской газете" в 2004 году вышла статья "Система Овчинникова". Статья небольшая, в ней говорится в основном об истории школы, немного о биографии Владимира Фёдоровича и некоторых основных принципах его подхода к обучению. Остановимся на этой системе более подробно, насколько конечно можно об этом говорить исходя из той довольно скупой информации, которая имеется в открытых источниках. А поговорить об этом для меня, сформировавшего за длительный период репетиторского преподавания математики свою собственную систему - Фундаментальную систему подготовки и обучения, ФСПО, было бы чрезвычайно интересно и поучительно.
     
    Система Овчинникова имеет основной целью качественное обучение и развитие математических способностей у учеников. Но есть и другие задачи - формирование личности, человека всестороннего, самостоятельного, отвечающего за свои поступки. Особенности системы Овчинникова - привлечение к обучению математиков-профессионалов, ученых и высочайших мастеров своего дела. Я, кстати, отнюдь не хотел бы сказать, что только во Второй школе работают выдающиеся учителя, здесь на сайте моем информация о других школах, в которых много сильных учителей, и я бы даже не стал сравнивать, отдавая предпочтения, ибо каждая школа уникальна. Но для ребенка очень важно расположение школы, тяжелая многочасовая дорога в душном транспорте или изматывающих пробках убьет пользу от любой школы. Так вот, основной, классический школьный курс во Второй школе Москвы ведут учителя школы, а крупные ученые читают лекции, спецкурсы, их задача дополнить основной курс, но не только. Здесь совершенствуется, оттачивается мастерство, талант математика, прививается дар творческого, самостоятельного поиска решения сложной и не обычной математической задачи. Изначально заложенные в ученике способности при этом дополняются высочайшим мастерством, которое передается от ученого-профессионала только при тесном и непосредственном общении. Ну, эта идея не уникальна, ведь мы знаем, в крупнейших университетах мира практикуется тесное общение студентов с их научными руководителями, многие из которых величайшие мировые ученые. Казалось бы, что дает совместный поход в кафе, театр, или может быть время проведенное у костра на природе... Но только так талант, мастерство ученого переходит от учителя к ученику. Выше я не просто так рассказывал о моей встрече с В.Л.Гинзбургом, ученым с мировым именем, в книжном магазине. Вроде бы, простой, хотя и продолжительный, обмен взглядами, ничего больше. Но я то понимаю, насколько значимыми подобные встречи могут оказаться для людей. Это ключевые события для целого жизненного этапа, а может быть и жизни вообще. Разумеется, я не могу дать полной информации о системе Овчинникова ввиду отсутствия деталей давно ушедших событий, но для сравнения несколько слов о Фундаментальной системе подготовки и обучения.

  • 3. В чем отличия и сходства Фундаментальной системы подготовки и обучения с системой Овчинникова. Фундаментальная система подготовки и обучения, или сокращенно ФСПО, по сути, с системой Овчинникова имеет много общего. Воспитание самостоятельного и творческого математического мышления, совершенствование умения самостоятельно находить пути решения сложной, нестандартной математической задачи. Но здесь ставится задача более универсальная. Потому что ученики разные, одни изначально уже обладают математическими способностями, а вот другим напротив, эти способности еще только предстоит развить. Метод ведения обобщенных дневников, где бы учитывались количественно успехи и недоработки ученика, с выдачей качественных и количественных рекомендаций, здесь стабильно делает свое дело. И я не могу сказать, вот этот ученик талантлив, а этот способностей лишен. Потому что понимаю, в любой индивидуальности свои преимущества и свои минусы. Быстрое схватывание и запоминание материала имеет и сильную, и слабую сторону. То же самое, если человеку напротив, требуется много времени для осмысления и поиска, но в конечном итоге результат может оказаться даже более сильным. То же и по каждому практически направлению.
     
    Сходство также и в отношении развития человеческой личности, самостоятельной, ответственной, обладающей уважительным отношением к знанию, к преподавателю, который ученику это знание передает. И здесь, пока ученик не достиг определенного уровня по указанным пунктам, работать с ним по системе ФСПО бесполезно. Для начала надо пробудить и воспитать мотивацию, понимание, насколько важны приобретаемые знания, уважение к людям и ответственность по отношении к ним.
     
    С другой стороны, надо отметить, что система Овчинникова это качественно иной поход, так как нацелена на работу больших коллективов, для меня же как репетитора по математике важно в первую очередь дать ученику то, с чем не смогла по каким-то причинам справиться школа. Здесь мгновенно нужно ориентироваться, вырабатывая для ученика индивидуальную программу, мгновенно оценивать его недоработки на данный момент времени, его возможности и готовить индивидуальные задания. Это отличия самые существенные, но есть и еще одно очень значимое отличие. Система Овчинникова - это система скорее помощи извне - учителя, талантливые ученые, замечательные и уважаемые в городе и стране люди, школа. Тогда как ФСПО в большей мере наоборот, это если можно так сказать помощь изнутри, потому что в ее основе стремление, чтобы источник совершенствования и развития ученика был внутри него самого. Это дает ученику больше самостоятельности, а тем самым и больше интереса к такому обучению, потому что самостоятельно сделанный правильно выбор всегда стоит намного больше, и знания, умения, полученные таким образом, всегда намного более эффективны. Простейший пример. Реши сложную задачу сам - и тогда завтра ты сможешь самостоятельно решать много других задач. Прояви свою личную инициативу, подойди к учителю в школе, попроси объяснить то, с чем сам ну никак после длительных усилий справиться не можешь. И тогда надолго запомнишь то, что ответит учитель. А вот если пассивно слушать репетитора по математике, который все разжевывает и кладет ученику в рот, и столь же пассивно сидеть на уроке в школе, толк будет, но очень небольшой.

  • 4. Достижения Второй школы. Выпускники лицея побеждают на самых серьёзных математических олимпиадах, как в нашей стране, так и международных. Они поступают и учатся в самых престижных университетах Москвы - МГУ имени Михаила Васильевича Ломоносова, на легендарном Физтехе, где как известно требуются серьезные способности и полная самоотдача студента, в МИФИ, МГИМО, ВШЭ, ряд иных университетов и вузов. Многие выпускники, продолжая традиции, работают в университетах, самых престижных институтах Академии наук. Большое количество выпускников получили научные степени, звания, стали кандидатами и докторами наук, академиками. Этот государственный, бюджетный лицей получает много наград, грантов, стабильно имея очень высокий рейтинг, причем рейтинг не только по математике, но и экономике например. Выигран был, в том числе, грант президента РФ. Некоторые ученики Второй школы получают 100 баллов на ЕГЭ, причем такое бывает каждый год. Средний балл Второй школы по математике, физике, русскому, информатике — 84-86. Поступление в ВУЗы стопроцентное. В МГУ идет более двух третей учеников лицея, и это, наверное, во многом обусловлено местом их проживания, при том что они уже заранее с МГУ знакомы не на словах и понимают, что МГУ имени М.В.Ломоносова это действительно в высшей степени серьёзный университет. Любопытно, что в 2010-м на международном конкурсе в Сан-Хосе в США третью основную премию получила работа по геометрии Лобачевского, которую подготовила ученица 11-го класса Второй школы Женя Алексеева. В дополнение, девочка удостоилась и отдельной премии АМО (Американского Математического Общества). На нашем сайте мы обязательно расскажем о великом математике Николае Ивановиче Лобачевском и его геометрии. Следите за новостями, мы и дальше будем знакомить вас с самыми интересными событиями, личностями и явлениями в мире науки.

  • 5. Вторая школа сегодня. Раньше во Второй школе младших (1-5) классов не было, но зато было много старших. Для тех, кто хотел в эту школу поступить, устраивали собеседования. В 79-м году младшие классы ввели, но количество старших сократили. Начиная с 82-го года, учеников начали брать помимо 6-го, еще и в 9-й класс. Но в 88-м набор в младшие отменили и стали брать в 7-е и 8-е физмат-классы. С 88-го над школой номер два также шефствует физтех (МФТИ). Школа физико-математическая. В ней по существу вузовская система обучения. Читаются лекции, проходят семинары, знания оцениваются на экзаменах, зачетах. Крупные ученые читают спецкурсы. Конференции устраиваются, на которых ученики представляют результаты своих учебно-научных исследований и разработок. Также проходят регулярно олимпиады, математические состязания. Преподают в школе сильные учителя, кандидаты и доктора наук. Некоторые работают в МГУ, физтехе, лучших академических институтах. Силён во Второй школе и английский язык. Лучшие доклады на конференциях школы переводят на английский, после чего конференцию проводят уже на английском языке, причем порой в этом участвуют и представители посольств.

  • 6. О других особенностях лицея Вторая школа. Раньше в школе действовала известная Вечерней математическая школа. Теперь на ее базе сделали Вечернюю многопредметную школу. Здесь развивающей и занимательной математикой с нестандартным уклоном, а также информатикой, физикой, русским занимаются с ребятами классов с второго по седьмой. Занятия такие для ученика раз в неделю. Наконец, в летний период лицей Вторая школа проводит Летнюю математическую школу.

  • 7. Как поступить в лицей Вторая школа.
     
    Прием - не младше 7-го класса. Обычно набирают три седьмых и один восьмой. Для обоих этих классов конкурс примерно 4 человека на одно место - такой же, который и был когда-то нормой при поступлении в МГУ. Но проходит и дополнительный набор в уже работающие девятый и десятый классы (к трем зачетам прибавляется физика), в эти классы конкурс составляет уже 20 человек на место.
     
    Экзамены при приеме в лицей Вторая школа - это достаточно серьёзное и непростое испытание, и длится оно обычно с 22 марта по 31 мая.
     
    Первое испытание по математике письменно. Как обычно, школа заявляет, это работа по стандартной программе математического курса средней школы. Но на самом деле выявляется тут не только уровень знаний и общей матподготовки, но и навыки ученика, его способность самостоятельно решать нестандартные и непростые задачи. Хотя, конечно, говоря строго, ничего помимо школьного курса там спрашивать не станут. Большинство же заданий стандартные. Хотя, конечно, говоря строго, ничего помимо школьного курса там спрашивать не станут.
     
    Второе математическое испытание устное. Вот тут посложнее. Многие, пройдя первое, проваливали второе. Потому что здесь уже задания нестандартные, на сообразительность и способность справиться с задачей, подобной которой раньше не встречал. Нужно также уметь правильно мыслить логически. Для такого экзамена репетитор-математик и пространственное мышление тоже должен в своем ученике развить и серьезно отработать. Может быть, понадобиться на экзамене выполнить какой-нибудь геометрический рисунок.
     
    Третье испытание - по русскому языку, оно стандартно, в основном школа будет уделять внимание математическим знаниям и учитывать именно их, хотя конечно для серьезного ученика владение русским достигается автоматически, и на испытании по русскому тогда проблем не будет. А вот к первым двум испытаниям, конечно, только лишь опытный репетитор-математик сможет подготовить.
     
    Ну и конечно в завершение надо отметить, что любой, кто поступает в лицей Вторая школа, может сделать 3 попытки. Практика показывает, что лучше успешно пройти первую же попытку. Но во многих случаях вполне реально пройти и со второй или с третьей.

  •  
  • Этот сайт действует с 2018 года, поэтому далеко не все из большого объема имеющейся у меня инфрмации по лицею Вторая школа я успел выложить. Следите за новостями сайта, посещайте наши группы в соцсетях, обязательно ставьте лайки, если материал вас заинтересовал либо оказался полезен. Этим вы поможете сайту, я же с моей стороны буду и дальше выкладывать информацию по Второй школе и примерным вариантам тех заданий, которые могут встретиться и встречались прошлые и последние годы на таких экзаменах по математике.

  •    
    Репетитор по математике на facebook
       
    Репетитор по математике в контакте
       
    Репетитор по математике на одноклассниках
       
    Репетитор по математике в instagram
     
         

    Copyright © 2018 - 2020. Репетитор-математик. Все права защищены. Привлечение по ст. 272 УК РФ за использование E-mail и телефонов для СПАМа и занесения в базы данных.

      Яндекс.Метрика       Рейтинг@Mail.ru