Стратегия и тактика на Курчатовской олимпиаде: советы репетитора
Основная задача каждого поступающего в Курчатовскую школу непосредственно
на вступительном испытании - правильно выполнить и оформить как можно
больше заданий математической олимпиады и получить за это как можно более
высокую оценку.
Но надо понимать, что главная цель подготовки к этому вступительному
испытанию принципиально иная. Здесь самое важное - это получение знаний,
развитие умений, способностей. Хотя на экзамене будет играть роль
исключительно его результат.
Вот этой основной и единственной цели и должно служить всё, что происходит
на вступительном испытании по математике. Иначе говоря, ученику за то не
очень продолжительное время, пока проходит Курчатовская олимпиада,
важнее всего сделать всё и таким образом, чтобы этой своей поставленной
цели достичь.
Стратегия: что на Курчатовском испытании по математике важнее всего
Как скажет любой учитель Курчатовской школы или профессиональный репетитор
по математике, на Курчатовской олимпиаде чрезвычайно важно предельно
внимательно прочитать и понять, во-первых, условие,
и во-вторых, вопрос каждой задачи. В противном случае вероятно появление
обидных ошибок. А ведь на экзамене каждый балл на вес золота.
Ещё одно, не менее важное, условие успешной сдачи ДВИ - обязательно делать
внимательнейшую проверку всех полученных результатов, и особенно тщательно
проверять самые простые задания. Потому что именно в таких простейших
заданиях, как показывает вступительных испытаний в Курчатовской школе
за многие годы, ученики допускают больше всего обидных и самых нелепых ошибок.
Это бывает, когда репетиторы не считают нужным уделять достаточно внимания,
чтобы не один раз и убедительно показать ученику, почему так важна
на экзамене самая тщательная и кропотливая проверка.
И кроме того, необходимо научить ребёнка производить такую проверку
грамотно и правильно. Более подробно об этом, конечно же, только
на индивидуальных занятиях. Но говоря кратко, во-первых, это проверка
путём подстановки конечного результата в первоначальное уравнение.
Во-вторых, это детальная проверка на отсутствие противоречий во
всей логической цепочке рассуждений. И, наконец, в-третьих, полученные
результаты обязательно надо проверить на простейший здравый смысл.
То есть, чтобы, например,
скорость самолёта не получилась равной 8 километров в час,
высота травинки 14 километров, масса небольшой порции мороженного 4 тонны,
и прочая нелепица. Кстати, имеется и ещё один способ проверки - попытаться
найти иной подход к задаче, решить её другим способом и затем сравнить
результаты.
Крайне важно научиться преодолевать неуверенность и страхи
во время вступительного испытания. Скажем, состояние ступора всегда
приведёт к потере времени, которого всегда не хватает и которое так
ценно на экзамене по математике. На сегодняшний день многие ученики,
к сожалению, не способны с этим справляться. И тем более у многих
не выработаны подобные навыки в 4 классе. В школе этому учат редко. И поэтому
преодолению страха и неуверенности на экзаменах профессиональному репетитору
необходимо всегда уделять особое внимание. Нет смысла заниматься с репетитором
по математике, чтобы ребёнок не смог пройти вступительное испытание
из-за неумения взять себя в руки и сосредоточиться
на заданиях, а не на своих страхах.
И ещё один элемент стратегии на вступительном экзамене в школу, который
здесь необходимо обсудить. Бывает, причём довольно часто, что ученики,
ошибочно полагая, что все задания решены ими правильно, уходят с экзамена,
не дожидаясь его окончания. Это грубейшая ошибка в стратегии. Потому что
она говорит о полном непонимании со стороны ученика необходимости
обязательно делать проверку. А на действительно хорошую проверку времени
много не бывает.
О том, что на экзамене по математике имеет важное тактическое значение
На экзамене по математике очень важно правильно распределить время на
выполнение тех или иных заданий. Решать стоит первым делом те задачи,
в которых больше уверен. И едва ли стоит тратить слишком много времени
на задачи, которые, скорее всего, решить не сможешь. Последнее может
привести к напрасной потере времени.
Однако очень важно, чтобы ученик смог правильно определить,
какие задачи у него могут получиться, а какие нет.
Это тоже не всегда бывает просто и требует определённой подготовки.
Тем более, что на математической олимпиаде нередко совсем неожиданно
приходят в голову решения самых сложных задач. Но это если их внимательно
прочитать и в достаточной мере осмыслить.
В ряде случаев на экзамене может выручить и такой весьма полезный приём.
Это что называется высший пилотаж, и такому научит далеко не каждый учитель
или репетитор по математике. А именно, нужно внимательно
прочитать условие самой сложной задачи и абсолютно спокойно,
сосредоточенно попробовать её решить.
Но при этом не стоит тратить на решение слишком много времени,
ведь его и без того так мало. Главное здесь - не испортить себе настроение,
если сразу найти решение не удаётся. Ведь очень вероятно, что и без этой
сложной задачи, других заданий окажется вполне
достаточно, чтобы заработать необходимые для преодоления конкурса баллы.
В таком случае часто бывает, что решение приходит внезапно и как бы
само собой, и уже через минут сорок, час, или того меньше, ученик,
вернувшись к этой сложной задаче, сможет её решить.
Например, на одном из недавних занятий при подготовке к поступлению в 5 класс
Курчатовской школы я как репетитор объяснял девочке, ученице 4 класса,
этот метод. На том же занятии она прочитала условие, однако задача была
слишком сложной для четвёртого класса. И как эту задачу решать,
естественно она не знала.
Чтобы не тратить время, мы сразу перешли к другим задачам.
Но уже минут через сорок, когда мы к этой задаче вернулись, она сразу
и даже без какой-либо моей подсказки нашла решение.
Существуют, конечно же, и много других подходов в отношении тактики,
которые желательно было бы обсудить. Но дальнейшие подробности -
непосредственно на индивидуальных занятиях с репетитором по математике.
|