Немного об истории ЕГЭ по математике
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по математике — сегодня это централизованно
проводимый в средних учебных заведениях России экзамен.
ЕГЭ по математике одновременно является как выпускным школьным экзаменом,
так и вступительным экзаменом по математике в университеты. А с 2009 года
это единственная форма выпускных экзаменов средней школы, а также основная
форма экзаменов для поступления в университеты. В отдельных университетах
нашей страны необходимо пройти ещё и дополнительные вступительные
испытания (ДВИ).
Первые ЕГЭ в нашей стране
Впервые эксперимент с введением ЕГЭ прошёл в 2001 году в отдельных
республиках и областях.
В 2002-м эксперимент проходил уже в шестнадцати регионах России, в
2003-м - уже в сорока семи 47 субъектах нашей страны, а в 2004-м —
в шестидесяти пяти регионах.
В 2008 году ЕГЭ сдавали уже более миллиона учеников во всех регионах.
Автором концепции ЕГЭ считается министр Владимир Филиппов, а реализатором -
Владимир Хлебников.
Задания ЕГЭ называют контрольно-измерительными материалами (КИМами),
а разрабатывают их в Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ).
Каждый год выпускаются брошюрки с этими заданиями, которые любому репетитору
по математике всегда очень полезно использовать для подготовки к ЕГЭ.
О структуре ЕГЭ по математике и её развитии
Изначально математические задания делились на три части, или блока:
часть A, часть Б, и, наконец, часть C.
Часть A состояла из тестовых заданий, в которых надо было выбрать один
из нескольких вариантов ответа.
На задания части Б необходимо было давать краткие ответы.
Ответы на задания математического ЕГЭ частей A и Б
заносили в специальный бланк и проверяли с помощью компьютера.
А вот часть C состояла из заданий, где требовалось приводить подробное
решение с полным ответом. Эти решения и ответы
оценивали профессиональные эксперты из региональной
экзаменационной комиссии.
Но в 2015-2016 учебном году произошли весьма серьёзные изменения.
Были окончательно удалены из части А задания с выбором одного варианта из двух
предложенных. Часть Б была расширена, и обе эти две части были объединены
в часть 1. А задания из части С были переработаны. И теперь эта часть
называется часть 2. Но надо сказать, она не слишком сильно отличается
от заданий части С, хотя ряд положительных изменений прослеживается.
О том, как выставляются оценки за ЕГЭ по математике
Каждое выполненное задание ЕГЭ оценивается в один или несколько баллов.
Сумма всех этих баллов - это и есть так называемый первичный балл.
Кроме того, вводят ещё и тестовые баллы, и устанавливают соответствие
между первичными баллами и тестовыми.
100 - это максимальный тестовый балл. Шкала перевода первичных баллов в
тестовые нелинейна. Она зависит от статистического анализа результатов ЕГЭ по всем
участникам математического ЕГЭ.
Но, что очень интересно и важно, ввиду нелинейности, небольшое изменение
первичного балла по краям шкалы приводит к весьма существенному изменению
тестового балла. То есть, если первичный балл близок к 0 или к максимальному
значению, то, изменив его на всего на единицу, вы получите большое
изменение тестового балла. А вот, если первичный балл изменится на единицу
посередине шкалы, то тестовый балл изменится лишь на один или на два балла,
не более.
Отметим, что в будущем осуществлять проверку работ ЕГЭ по математике
уже сегодня планируется исключительно с помощью компьютеров, учитывая
предполагаемый уровень развития искусственного интеллекта.
Положительные результаты, достигнутые после введения ЕГЭ по математике
ЕГЭ в значительной мере позволяет снизить уровень коррупции и блата при
поступлении в университеты.
Я думаю, очень важно, что ЕГЭ даёт возможность выявлять достойных
соискателей в провинции, которые до этого фактически не имели возможности
сдавать экзамены в сильные университеты в крупных городах, либо такая
возможность была сильно ограничена.
Кроме того, теперь благодаря ЕГЭ можно поступать в вузы, которые находятся
на большом расстоянии от дома без никому не нужных поездок и затрат на эти
поездки. И ещё, очень удобно и для учеников полезно подавать
документы сразу в несколько выбранных университетов.
Несомненные плюсы ЕГЭ по математике и в том, что он побуждает учеников
больше и лучше готовиться к экзамену, что невозможно без качественного
усвоения школьной программы. Чтобы подготовить ученика к ЕГЭ,
репетитор по математике должен в первую очередь ориентироваться
именно на серьёзные знания всей математической программы средней школы,
но отнюдь не на бессмысленные натаскивания на ЕГЭ, как в своё время
считали некоторые.
Преимущества ЕГЭ и в более объективной оценке знаний, и в оценке по
100-бальной шкале, а это позволяет выявлять наиболее способных учеников.
А также и в том, что этот экзамен
даёт объективную картину качества образования регионах России.
|