Главная страница. Репетитор по математике В.Колосов - Москва
 


+7 (903) 589-15-79

 Статьи      Школы      ЕГЭ      ОГЭ      ДВИ      Методики      5-9 классы      10-11 классы      Правила В.Ю.  
Об онлайн-подготовке к ЕГЭ по математике с репетитором, Москва

Плюсы и минусы онлайн-подготовки к ЕГЭ по математике с репетитором

Онлайн подготовка к ЕГЭ по математике с репетитором стала востребована с 2020 года, после начала пандемии. Когда многие начали ясно понимать, что здоровье дороже, и стали переходить на дистанционное обучение.

Надо признать, школы оказались в основном не готовы к изменениям, и это вызвало в то время много проблем. Совсем другое дело грамотные, профессиональные репетиторы. Организовать онлайн работу индивидуально, один на один, намного проще. В кратчайшие сроки многим из них удалось поэтому перестроить и заново отладить программу обучения таким образом, что результат оказался не хуже, чем было до этого на очных занятиях.

По опыту моей практики репетитора математики, 2020 год начался для меня с очных занятий, дистанционно до того времени я не работал. Но ученикам необходимо было продолжать занятия, иного выхода не было, и мы со всеми моими учениками перешли на занятия по Скайпу. И с тех пор работаю только онлайн.

Важнейший аргумент онлайн-подготовки к ЕГЭ - проблема здоровья

Когда-то давно один мой знакомый бывший репетитор уговаривал меня перейти в бизнес. Мне запомнился лишь один, но самый весомый его аргумент. Он тогда сказал: "Когда я был репетитором, я всё время ходил больной". И это не пустые слова. Увы, но в репетиторской практике риск подхватить инфекцию чрезвычайно высок. Это и дорога, это и непосредственный контакт с учеником. Ведь чего греха таить, многие родители не очень обращали внимание на такие проблемы. Казалось бы, заболел ученик - позвони, отмени занятия. Но нет, то, что этот репетитор потом заболеет и будет даже невольно заражать других учеников, волновало далеко не каждого. Вот и делайте выводы. Не забывайте при этом, что ведь многие репетиторы не имеют хорошей рекламы и раскрутки, а семью кормить надо. Такой вынужден будет работать, даже если он не вполне хорошо себя чувствует. Бывали случаи, когда репетиторы на ногах переносили тяжёлую пневмонию.

По моему глубокому убеждению, события 2019-2020 лишь высветили проблему, которая была и до этого, хотя на неё не обращали внимания. Просто уровень смертности от заболеваний был немногим ниже - вот и вся разница. Но он был! Между тем, многие вирусы и инфекции и в прежние времена, и тем более теперь, настолько коварны, что могут сидеть в организме человека годами, подтачивая здоровье и даже представляя угрозу для окружающих. Вот я и предлагаю всерьёз задуматься: а стоит ли игра свеч?

Я помню, как в далёком детстве многие ученики из нашего класса мечтали - "Вот заболею - не пойду на контрольные, не пойду на уроки..." У кого-то подобное мышление сохраняется и до сих пор. Но подумайте - неужели время ничему не учит? Не пора ли начать учиться на прежних ошибках и начать признавать их? Не пора ли что-то менять в своей жизни, если того жёстко и неумолимо требует время?

Ошибка думать, что наши ученики так глупы, что неспособны учиться онлайн

Думаю, если мы хотим чему-то научить, очень важно верить в ученика, в его способности, возможности. По моей практике уже за 3 года (сейчас лето 2022) дистанционного репетиторства, результаты онлайн обучения оказались не хуже, чем это было во времена очных занятий. Да, это была только моя личная практика, и я здесь не говорю обо всех репетиторах. И да, мои ученики были, как правило, мотивированы. Кто-то готовился к ЕГЭ, кто-то занимался, чтобы поступить в престижные математические школы, где без мотивации делать нечего. И, что естественно, по мере приобретения соответствующего опыта, качество моей онлайн-подготовки также со временем только возрастало. Так например, за последний год каждый из моих учеников успешно поступил в престижную школу, в которую хотел. А ребята, которые готовились к ЕГЭ, все сдали ЕГЭ значительно лучше, чем мы даже могли предполагать. Это и результат моей требовательности в отношении самостоятельной работы, и результат совершенствования и применения моих методик, включая и Фундаментальную систему подготовки и обучения, и конечно же в первую очередь стараний и добросовестности учеников и их родителей. Мы верили в них. И они не подвели.

Виртуальный ученик, как и виртуальный учитель, лишены недостатков

Как говорят многие профессиональные психологи, психологически очень важно, когда во время обучения нет раздражающих факторов. Это может быть и неприятный запах изо рта, и неудачная причёска, и вообще что угодно. Уважение ученика к учителю крайне важно, как и наоборот, и потому здесь нежелательны какие-либо помехи взаимному конструктивному контакту.

В своё время один мой ученик учился в престижной и очень дорогой частной школе. Его класс состоял из восьми учеников, и вот этому классу не понравилось, как выглядела их пожилая учительница математики. Возможно, она просто потеряла один зуб, я точно не помню, но учительница немедленно была уволена. Однако это была опытная учительница, требовательная, строгая, профессионально владеющая предметом, который преподавала. На её место взяли молодую, внешне очень привлекательную, но без должного опыта, и я сразу обратил внимание, насколько упало качество обучения.

Кстати, говоря о привлекательности, нельзя не вспомнить и случаи сексуальных контактов учителя с учеником или даже ученика и репетитора. Увы, такое бывает, и да, наш мир порой бывает несовершенен (а теперь задайте себе вопрос, - А возможно такое с виртуальным учителем?). Или вот, я всегда с глубочайшей теплотой и чувством самой большой и искренней благодарности вспоминаю моих учительниц по математике. Одна была учительницей начальных классов, другая работала у нас начиная с 7 класса. Они не были топ-моделями, да и лет им было немало. Но именно они смогли дать не только мне, но и очень многим ученикам такие знания математики, которые заслуживают самой высочайшей оценки и встречаются крайне редко.

Лучше, когда ученик, как в школе, записывает вслед за учителем

В этом ещё одно из преимуществ дистанционного обучения с репетитором и онлайн-подготовка к ЕГЭ. На очных занятиях репетитор зачастую пишет в тетради ученика, который при этом не видит смысла дублировать записи. Но в таком случае ученик как раз таки и не вовлекается в работу полностью, как это должно быть. А материал полноценно не усваивается. Учитель же должен в конечном счёте объяснить ученику, как решать задачу, если у того ну никак не выходит. Или показать, как следует правильно оформлять решение. И эффект всегда гораздо сильнее, если ученик делает запись своей рукой, самостоятельно. Вы можете купить шпаргалку на рынке - но в таком случае она будет бесполезной. И только когда вы переписываете все формулы собственноручно, от руки, вы привыкаете к ним, осваиваете, запоминаете и начинаете их понимать. А на дистанционном занятии с репетитором, при правильном подходе, репетитор как раз предлагает ученику записывать всё, о чём говорит учитель.

Лаконичность записей учителя только способствует лучшему обучению

На очном занятии репетитора с учеником при подготовке к ЕГЭ, учителю очень просто достать ручку и делать любые записи в тетради ученика. На виртуальном рабочем столе в Скайпе первое время делать это было несколько сложнее, отсюда репетитор старался записывать только самую необходимую информацию. А все промежуточные выкладки и вычисления, а также пояснения, ученик делал самостоятельно. Но, как показала практика, эффективность такой работы оказалась значительно выше.

Основа хорошей подготовки к ЕГЭ - самостоятельная работа ученика

Самостоятельной работе ученика, выполнению домашних заданий я как практикующий подготовку к ЕГЭ успешный репетитор математики с опытом уже более 20 лет, всегда уделяю огромное внимание. Но домашнюю работу ученик делает один, в лучшем случае изредка могут помочь родители. А потому, проходят ли занятия по подготовке к ЕГЭ по математике дистанционно, либо репетитор присутствует на занятии непосредственно, здесь абсолютно никакой роли играть не может.

От 25 до 50 процентов затрат на репетиторов - это оплата проезда

Сейчас появилось множество статей, что это 30%, отсюда плата за дистанционное обучение с репетитором в среднем на 30 процентов дешевле. И это действительно так. А в этом ещё один очень весомый аргумент в пользу дистанционной подготовки к ЕГЭ.

И здесь не столь важно, добирается ли ученик к репетитору самостоятельно, или же репетитор работает у ученика дома. В любом случае, если это общественный транспорт, по понятным причинам минусы огромны, откуда и разница в цене. А если это такси или личный транспорт... к расходам на бензин необходимо не забыть прибавить и амортизацию машины, которая не появляется из воздуха и стоит очень дорого. К тому же, все эти утомительные поездки в пробках отнюдь не способствуют ни здоровью, ни настроению, а следовательно отрицательно сказываются и на мотивации, и на результате обучения.

Политиканство, нечестная реклама и онлайн подготовка с репетитором к ЕГЭ

Как многие хорошо знают, сегодня активно раскручивается пропаганда против дистанционного обучения, против цифровизации, против ЕГЭ. Вместо того чтобы заниматься насущными и реальными проблемами страны, в соответствии с их прямыми обязанностями, такие политики в целях ухода от ответственности и одновременно самопиара, уводят в сторону общественное мнение, распространяют ложные слухи и заблуждения.

Заниматься реальной и конструктивной работой и сложно, и опасно. И вот мы вместо этого слышим лозунги - оказывается, во всём виноваты ЕГЭ и дистанционка. А это ничего, что коллективы замечательных педагогов старались, на протяжении 20 лет совершенствуя и отлаживая систему оценки знаний, каковой сегодня является ЕГЭ? Это ничего, что отмена ЕГЭ сегодня приведёт только к падению качества обучения, ибо система школьного образования не сможет быстро перестроиться на новый лад?

Поговорим теперь о пропаганде против дистанционного обучения в школах и университетах. В самый разгар пандемии, кое-кто из политиков в очередной раз призвал отменить дистанционку в школах. И дети пошли в школы. У одного моего ученика тут же заболел весь класс, заболели и некоторые учителя. Дети приходили домой - заражались бабушки, дедушки... Многих так и не удалось спасти. Человеческие жизни - вот цена безответственных заявлений отдельных политиков, цель которых - идти по головам, по трупам к власти любой ценой. "Фердинанды", как сказал один герой замечательного актёра Сергея Маховикова.

Думаю, едва ли кого-то надо убеждать, что во всём хороша мера, золотая середина, гармония, как это говорят в мире математики, золотое сечение. И в школах, и в университетах дистанционное и очное обучение должны гармонично дополнять друг друга. Но отнюдь не противопоставляться, в том числе и с огульным и некомпетентным отрицанием того, чего ввиду ограниченности не понимаешь. Обучение в школах сегодня очное, и это логично. И потому, возможно, естественно и разумно было бы, например, дополнить такое обучение дистанционной помощью репетитора.

Эффективность дистанционной подготовки к ЕГЭ с репетитором выше, чем очной?

Я не могу здесь приводить личные данные и истории, это было бы бестактно и непорядочно по отношению к ученикам, и потому постараюсь обрисовать картину в целом. А главное здесь то, что уже по результатам 2020 года качество подготовки моих учеников к ЕГЭ и ДВИ по математике, а также подготовки в престижные московские школы, оказалось не хуже, чем это было до этого, при очной подготовке. Но в тот год экзамены в школы в основном проходили онлайн, и потому он, строго говоря, не мог считаться показательным. Однако в 2021 году и в 2022 году, качество подготовки показало некоторый рост. Но если это действительно так, качество дистанционной подготовки может оказаться даже выше, чем очной.

Безусловно, здесь всё зависит от конкретных учеников, от их мотивации, способностей, особенностей, склонности к математике. Традиционно считается, что дистанционное обучение слабо мотивированных учеников по качеству уступает, и наверное это действительно так. Хотя, вырывая такого ученика из "плохой" среды, дурной компании, мы тем самым повышаем и его мотивацию, а тем самым и дистанционное обучение тогда было бы оптимальным. И учиться стал лучше, и к наркотикам больше не тянется. Одни плюсы. Но это во многом зависит и от репетитора по математике. Сумеет репетитор своим авторитетом вырвать ученика из сферы прежних заблуждений и иллюзий - тогда дело пойдёт. Нет - то всё бесполезно.

Так вышло, что лично мне за последние три года пришлось работать скорее с хорошо мотивированными учениками, которые к сдаче ЕГЭ относились вполне серьёзно. Это и послужило причиной их отличной подготовки и неожиданно очень хороших результатов.

Три года, наверное, не такой большой срок, чтобы делать выводы. Да и количество учеников было не столь велико, оно исчислялось десятками, но не тысячами, как это должно быть при строгом и серьёзном исследовании. Тем не менее я определённо уверен, что при правильном подходе репетитора к процессу подготовки ученика, должном опыте и умении положительно развивать и совершенствовать свою систему и методику обучения в духе времени, преимущества дистанционной подготовки к ЕГЭ по математике с репетитором несомненны.

О конспирологичности идей многих противников дистанционного обучения

Их самый распространённый аргумент - "Нет личного контакта между учащимся и репетитором, нет так называемой вовлечённости ученика, из-за чего многие вопросы учеников остаются без ответа, ученикам приходится искать ответы самостоятельно."

Слово Логос означает знания, конспирология это понятие, связанное с некими тайными знаниями. И тут логично возникает вопрос: А что это за контакт такой и что это за вовлечённость? Иначе говоря, с какими тайными знаниями всё это связано, ведь в этих понятиях же явно присутствует намёк на какие-то тайные знания, ибо они нигде строго не определены и не описаны, но скорее интуитивны, не так ли? И главное, из каких таких тайных знаний может следовать, что этого самого контакта и этой самой вовлечённости нет, либо они существенно ослаблены? На эти вопросы нам также никто, естественно, не даёт ответа.

А вот согласно моему реальному, практическому опыту дистанционных занятий на протяжении уже нескольких лет я вижу, что контакт как был на очных занятиях, так он есть и сейчас на дистанционных. Вовлечённость точно так же - как она была, так и есть. Но это показывает практика. А на основании каких тайных знаний может следовать, что всё это должно вдруг каким-то мистическим образом исчезнуть, раствориться - совершенно не ясно.

Я здесь даже не вижу смысла разбирать подробно другие подобные аргументы и термины такого же рода - "передать атмосферу, передать дух", и все остальные. В таких терминах сквозит явная конспирология. Ну а от преподавателей, "передающих духи", как человек классических взглядов, я бы держался подальше. Кстати говоря, родители очень многих моих учеников весьма влиятельные, авторитетные и обеспеченные люди, и все они это понимают очень хорошо.

Критика репетиторов математики - противников онлайн подготовки к ЕГЭ

Причин здесь может быть несколько. Самые распространённые следующие. У репетитора просто может не быть хорошего компьютера или сетевого соединения. Есть люди, которые почему-то до сих пор не умеют этим пользоваться. Многие очень инертны: привыкнув к определённому стилю или распорядку, они боятся даже подумать о том, чтобы его нарушить. Также, очень немногие люди способны быстро перестраиваться в соответствии с требованием стремительно бегущего времени. А оно не ждёт.

Настоящие, сильные репетиторы математики - это высоко профессиональные люди с большим опытом и багажом всесторонних знаний, годами наработанным мастерством, недюжинными способностями и талантом. Многие из них не просто имеют учёные степени или звания, заслуженные государственные награды, но и успели сделать в своей жизни выдающиеся открытия. Стоит ли говорить, как много могут дать ученику подобные личности.

В своё время, я основал сайт. Он назывался Репетитор профессионал. А через несколько лет одна известная и ныне очень крупная фирма ассимилировала эту идею. И тогда десятки тысяч самых разных людей по всей стране стали называть себя профессионалами. И очень быстро к таким профессиональным репетиторам добавились профессиональные помощники, строители, няни, посредники, юристы, и ещё очень много профессионалов самых разных разновидностей и мастей. Но профессионалом в высоком смысле этого слова нельзя стать, просто сменив название или вывеску.

Активно развиваться, совершенствоваться, постоянно в соответствии с требованием времени находить какие-то новые оригинальные и верные решения сложнейших проблем - на такое способны лишь очень немногие люди. Намного проще отрицать реальность в угоду иллюзий, устоявшихся за долгие годы и закостеневших в собственном сознании. Но реальность меняется, и тут недостатки в опыте и профессионализме высвечиваются наружу.

О недостатках дистанционной подготовки к ЕГЭ по математике с репетитором

Здесь можно говорить много, но одна девушка, студентка факультета журналистики, выразила всю основную суть проблемы коротко и ясно. И, по моему мнению, очень правильно. Она сказала примерно так: "Во-первых, при дистанционном обучении огромная нагрузка на глаза. Всю пару просидеть, уткнувшись в телефон, очень тяжело. Ещё один минус – монотонность дней. Я никуда не выходила, и все полученные знания просто смешивались в голове. Негде было брать положительные эмоции. Обычно, приходя в университет, взаимодействуешь с людьми, общаешься, у тебя поднимается настроение. Дома такого нет."

Первая проблема, связанная со зрением, сегодня действительно очень серьёзна. Хотя, она технически решаема путём создания экологически и эргономически безопасных мониторов и устройств. Уже сейчас есть выбор. Как можно эффективно работать через телефон, я лично не понимаю вообще. Ноутбуки, на мой взгляд, тоже плохое решение. Они могут быть полезны только в поездках, например когда ученик решил подготовиться к ЕГЭ находясь на даче или в другой стране, такое бывает часто. Для нормальной работы всегда лучше нормальный компьютер с хорошим монитором. И нужно отметить, эта проблема актуальна сегодня не для всех учеников, у многих зрение не страдает, тем более что вред можно компенсировать проводя меньше времени за компьютером, скажем, в играх или тем более в бессмысленном ползании по соцсетям.

Вторая большая проблема связана с отсутствием движения. Сидеть целый день за компьютером, не выходя из дома очень вредно. Именно по этой причине я всегда предпочитал проводить занятия дома у учеников, чем приглашать их к себе. Это не менее 5 - 10 километров пешей прогулки в сутки. И, с другой стороны, я знаю репетиторов, принимающих учеников на дому. Непрерывный поток с самого утра, и до позднего вечера. Выйти не получается физически, и тут уже не до прогулок. Но, с другой стороны, стоит лишь взять себя в руки, заставить себя изменить расписание и выйти из дома - и проблема решена. Только гулять в таком случае ты будешь не в душном и переполненном больными людьми транспорте, но в зелёном и чистом парке либо в лесу. Где же преимущество?

Ещё одна проблема - лично мне было непросто приспособить к онлайн мою Фундаментальную систему подготовки и обучения. Вместе с тем использование её даже в упрощённом варианте приносило хорошие результаты. Так например, великолепно сдали ЕГЭ по математике мои ученики в этом году. Если коротко, суть сводилась к следующему. Каждому из них я предлагал, решая пробные варианты, определять процент верно решённых задач. Цель состояла в плавном, но устойчивом росте этого показателя от занятия к занятию. И показатели действительно росли, начиная у разных учеников с 40, с 50, с 70 процентов до 80, 90 к концу обучения и выше. Всего лишь один показатель из сложной и комплексной системы показателей - а результат вышел очень хороший.

И, наконец, ещё раз о так называемой проблеме вовлечённости. Действительно, слабо мотивированные ученики не очень комфортно будут чувствовать себя во время дистанционного занятия с репетитором по подготовке к ЕГЭ. Тем не менее за последние годы стремление к знаниям, в том числе к точным наукам, среди молодёжи растёт.

Но сильный репетитор математик, тем не менее, всегда найдёт путь сделать так, чтобы подобного рода трудности преодолеть. Обладая большим опытом и профессиональными навыками, многое уже будет получаться автоматически. Мне нередко приходится слышать от моих учеников: "Вот Вы на прошлом занятии дали задачу, а вчера на контрольной или экзамене мне досталась почти такая же. Никто в классе её не решил, а я решил". И работает это в случае дистанционной подготовки к ЕГЭ ничуть не хуже.

   
Репетитор по математике на facebook
   
Репетитор по математике в twitter
   
Репетитор по математике - видео в Youtube
   
Репетитор по математике в контакте
   
Репетитор по математике на одноклассниках
   
Репетитор по математике в instagram
   
Репетитор по математике в Pinterest
 
     

Copyright © 2018 - 2024.   Repetitor-mathematika.ru