На этой страничке репетитора математики о дополнительном вступительном испытании (ДВИ) мы расскажем,
как к этому экзамену лучше готовиться,
стоит ли заниматься с репетитором по математике и многом другом.
Будучи репетитором по математике с солидным более чем 20-летним опытом, автором методик и статей
по индивидуальному обучению, имея высшее математическое и педагогическое образование
(диплом МГУ имени М.В.Ломоносова) и кандидатом физико-математических наук, подготовившим к
успешному поступлению в МГУ не одну сотню студентов, на данную тему могу сказать
достаточно много.
Одно довольно распространенное заблуждение об экзаменах ДВИ связано с тем, что подготовка к ДВИ будто
бы существенно должна отличаться от подготовки и ЕГЭ. Это не так. Дело в том, что наиболее сложные задания
профильного ЕГЭ сегодня довольно близки и по уровню сложности, и по самой тематике к ДВИ, а потому и
хорошая подготовка к ЕГЭ дает одновременно и весьма серьезную базу для подготовки к ДВИ.
И ЕГЭ, и ДВИ основываются всегда исключительно на школьных знаний и, строго говоря, за рамки школьной
программы не выходят. Так заявляют организаторы и разработчики ЕГЭ и ДВИ, и так оно и есть на самом
деле. Однако конечно же, во многих школах серьезно не изучаются ни задания с параметрами, ни задачи,
аналогичные сложным заданиям по планиметрии профильного ЕГЭ и ДВИ, ни последнее задание профильного ЕГЭ,
ни ряд других вопросов.
Вместе с тем, чтобы на приемлемом и достаточном для поступления уровне сдать ДВИ и ЕГЭ, всем этим
материалом необходимо в совершенстве владеть, а здесь неоценима помощь серьезного репетитора математики.
И тот, и другой экзамен требуют от ученика определенных способностей - творческого мышления, умение
мыслить нестандартно и решать непростые и необычные задачи, с которыми ученик столкнется впервые в жизни.
Если задания первой части ЕГЭ берутся из имеющейся в открытом доступе базы заданий, то сложные задания ДВИ
или ЕГЭ профильного уровня разрабатываются индивидуально и непосредственно перед экзаменами профессионалами
высокой квалификации, и такие задания, как правило, никогда не повторяют тех, что уже были раньше
на экзаменах ЕГЭ, ДВИ либо иных вступительных экзаменах по математике в ВУЗы. Сталкиваясь с такими заданиями,
ученики не имеют отработанных заранее готовых схем решения, и им приходится
заниматься поиском решений непосредственно во время экзамена. А без творческого мышления тут не обойтись.
Вместе с тем, ДВИ, конечно же, имеют и свою специфику, с которой хорошо знаком репетитор по математики,
занимающийся подготовкой в тот или иной конкретный ВУЗ. Например, ДВИ на мехмате, ВМиК, физфаке,
экономическом факультете и иных факультетах МГУ имени М.В.Ломоносова ДВИ нацелены на выявление в первую
очередь способностей соискателей именно в сфере научных специальностей данного факультета.
Устные собеседования ДВИ, если таковые проводятся, также имею свою специфику, потому что в каждом университете
существуют определенные "любимые" дополнительные вопросы, а также "вопросы на засыпку", которые, как правило,
всегда задают принимающие экзамены ДВИ преподаватели.
ДВИ, в отличие от ЕГЭ, включают сравнительно сложные задания, элементарные задания здесь отсутствуют.
Но, что самое главное, при проверке работ ДВИ действует принцип - "Соискатель должен знать главное
и понимать". Критерии требований к оформлению работ здесь порой не такие жесткие, однако необходимость
логически строгого математического доказательства по-прежнему актуальна.
Как показывают моя практика и опыт репетитора по математике, большую помощь абитуриенту при подготовке к ДВИ
оказывает созданная мной Фундаментальная система подготовки и обучения (ФСПО). Эффективность
именно этой системы обусловлена тем, что ФСПО позволяет целенаправленно устранять ошибки и недоработки
предыдущего обучения, например многие ученики не осознают в должной мере необходимости делать проверку,
необходимости идеального понимания той задачи, которая решается. Порой может быть невнимательно прочитано
условие либо вопрос задания ДВИ. И, кроме того, могут присутствовать конкретные недоработки в отдельных
темах. Наконец, еще один важный аспект связан с тем, насколько правильно ученик в состоянии безупречно
выбрать очередность выполнения заданий ДВИ, какие задания лучше решить в первую очередь. Но опыт репетитора
показывает, что можно сколько угодно повторять ученику, как важно на ДВИ, например, делать проверку, но пока
ученик сам не будет работать над этой проверкой осознанно и целенаправленно, результата не будет. А такая
целенаправленная работа ученика достигается лишь в рамках системы ФСПО.
Как репетитор по математике, при подготовке к ДВИ я уделяю особое внимание
развитию интереса к предмету, простоте и доступности материала, который объясняю ученику.
Также достаточно внимания необходимо уделять и выработке творческого самостоятельного мышления,
логике, интуиции, правильному оформлению и строгости решения.
Для каждого ученика вырабатывается своя индивидуальная программа, потому что у каждого свои задачи,
свои цели, свои интересы, возможности и способности.
Моя задача репетитора математики не только в том, чтобы на высочайшем уровне
подготовить выпускников к решению самых сложных профильных заданий ЕГЭ, ДВИ, но и научить правильным
стратегии, тактике сдачи экзамена ДВИ. Важно уверенно чувствовать себя на экзамене, наилучшим образом
выбрать последовательность, в которой будут выполняться задания, так как именно
такой подход всегда обеспечивает соискателю дополнительные баллы.
Думаю, что именно такой подход, наряду с применением специальной методики для подготовки к ДВИ, применением
Фундаментальной системы подготовки и обучения обеспечивает моим ученикам на протяжении многих лет
успешное поступление в такие университеты Москвы как МГУ, ВШЭ, ФА, МГТУ, физтех, МИФИ, РЭА,
другие университеты.
|