Творческое мышление. Заметки репетитора математика.
Чтобы решать сложные задания из ЕГЭ и вступительных экзаменов в ВУЗ по математике, необходимо обладать творческим мышлением.
Творческое и логическое мышление
порой могут путать, однако это далеко не одно и то же. Обычно, имея в виду математическое обучение, развитие
математических способностей, говорят о логическом мышлении. Но если логическое мышление - это в большей мере формальный инструмент,
гарантирующий отсутствие ошибок
в вычислениях, рассуждениях, доказательствах, то творческое мышление - это уникальный дар. Творческое мышление позволяет найти правильный путь решения,
увидеть, выбрать его из бесконечного множества возможных, а это на любом экзамене всегда самое сложное. Разумеется, творческое мышление,
точно так же как логическое, отнюдь не ограничивается сферой математики, в повседневной жизни этот дар сегодня также играет огромную роль.
Казалось бы, развить творческое мышление сложно и далеко не всегда выполнимо. Некоторые люди думают, что эта способность
либо есть в человеке, либо ее нет. Я убежден, что это не так. Как показывает моя практика за долгие годы репетиторства в области математики,
если следовать определенной тактике и методике в обучении, хороший репетитор может эту способность у ученика проявить и развить.
Так зачем же нужно человеку обладать творческим мышлением?
Во-первых, творческое мышление будет бесценным подспорьем на экзамене. ОГЭ, ЕГЭ, олимпиады математические, ДВИ - все эти испытания пройти на
высоком уровне невозможно, если творческим мышлением не обладаешь и решить задачу, которую видишь в первый раз в жизни, не сможешь.
Экзамен по математике не сводится к ответам на зазубренные вопросы. Нужно не только знать, но и понимать тему. А еще обладать достаточно развитым
мышлением. Чтобы не просто заучить набор способов решений и воспользоваться этим на экзамене, но и найти самостоятельно решение
принципиально новой проблемы. Но этим, конечно, роль творческого мышления не ограничивается.
Научившись самостоятельно делать выбор, самостоятельно находить пути решения сложных и нестандартных задач, вы потом и в жизни будете аналогичным образом
справляться со сложными жизненными проблемами, с которыми у тех людей, кто в школьные годы такую возможность упустил, увы, справиться
получится далеко не всегда. Проблемы могут быть разные. Это какая-нибудь сложная математическая задача, уравнение, либо очень сложная
жизненная проблема. Но принципиальная суть решения - вообще говоря, одна и та же. Либо такая способность есть, либо же ее нет.
И способность эта отнюдь не божий дар, как думают некоторые. Она вырабатывается специальным образом.
"Математику уже затем учить нужно, что она ум в порядок приводит". Так говорил наш великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Суворов же называл математику
"гимнастикой ума". А другой великий ученый, Давид Гильберт, обычно всегда отмалчивающийся на заседаниях педагогического совета,
когда речь зашла о том, что вместо математики нужно больше изучать иностранные языки, вдруг к удивлению всех присутствующих
неожиданно воскликнул: "Математика - это язык!" Поэтому именно во время занятий математикой, самостоятельно, или с репетитором,
зарождаются такие удивительные и бесценные способности человеческого мышления.
|