В последние годы довольно много информации на тему реформирования системы образования, совершенствования
не только системы оценки знаний, ЕГЭ, ДВИ, ОГЭ, репетиторства по математике, но и коренной перестройке самой
системы обучения, имея в виду цифровое, электронное, дистанционное обучение. Если говорить о последнем,
можно наблюдать бурную реакцию общественности, официальных и заинтересованных лиц.
И зачастую мы сталкиваемся с резко негативной реакцией, подобно тому, что имело место на заре появления ЕГЭ.
На первый взгляд, действительно может показаться, что переход образования на цифровую, дистанционную основу
отрицательно скажется на уровне обучения в целом и качестве усвоения отдельных предметов.
Но вдумчивое и внимательное изучение проблемы приводит к вопросу, а так ли это на самом деле?
Попытаемся беспристрастно разобраться. Действительно, мой многолетний опыт репетитора по математике
показывает, насколько важно непосредственное живое общение учителя с учеником. Огромное значение имеет
и количество учеников, которые присутствуют на занятии. Работа с одним учеником, индивидуальные
занятия наиболее эффективны. Два ученика на занятии отрицательно влияют друг на друга, отвлекаются,
один понимает материал сразу, другой не успевает, в результате чего конфликтное рассогласование и дисбаланс.
Поэтому уж если заниматься с группой, то лучше всего с достаточно большой по численности группой, от 15-20
человек, как это и имеет место в школах. В некоторых школах классы могут быть численностью 5 человек, при этом
больше индивидуальности, но проводить занятия с двумя учениками это скорее бессмысленная трата времени.
С другой стороны, огромную роль играет и самостоятельная работа ученика. Если репетитор математик не
будет давать домашние задания, материал не будет достаточно закрепляться, пониматься и усваиваться.
Обязательно и самостоятельное продумывание, изучение материала, осмысление. А в том случае,
если не давать ученику сложных и нестандартных заданий для самостоятельного решения, не будут развиты
творческое мышление и способности к серьезной математике.
Теперь предположим, что изучение материала проводится не в школьных классах, а удаленно, дома у ученика,
по сети, с использованием цифровых технологий, компьютера. Разумеется, что такое обучение будет иметь
как значительные преимущества, так и недостатки. Остановимся сперва на последних.
1. Отсутствие живого контакта с учителем, когда опыт и знания передаются непосредственно. На этом
вопросе я уже останавливался ранее в других моих работах, не буду здесь повторяться.
2. Самостоятельная работа ученика подразумевает ответственность, то есть возникает вопрос, будет ли
ученик использовать свое время именно с целью обучения. Здесь речь идет о контроле за дисциплиной.
3. Можно также говорить и об опасениях, что не будет обратной связи, когда ученик не будет иметь возможности
задать вопрос непосредственно преподавателю.
4. Обоснованны и соображения об отрицательном влиянии компьютерной и коммуникационной техники на здоровье,
о неподвижном образе жизни.
Теперь остановимся на возможных условных преимуществах, которые цифровое обучение могло бы предоставить.
1. Уменьшение потери времени на бессмысленное просиживание на уроках, когда ученик не понимает,
о чем идет речь, и потому пользы от такого урока не получает. Здесь также может быть больше возможностей,
как ни странно, учитывать именно индивидуальные особенности ученика, уровень имеющихся у него знаний.
И в зависимости от этого уровня уже строить программу обучения. При этом,разумеется, не будет
такого, чтобы учитель объяснял материал, два-три человека из 30-40 понимали, все остальные хлопали ушами,
давно упустив нить рассуждения, не успевая и не понимая, о чем идет речь.
2. Что крайне важно, индивидуальное обучение приведет к уменьшению распространения разного рода
инфекций и вирусных заболеваний. Ведь как известно, школы не сегодняшний день являются
своего рода рассадниками заразы, нередки случаи даже вынужденных карантинов, ввиду того что обучение
просто не может проводиться в школе из-за массовых заболеваний учащихся.
3. Увеличение роли самостоятельной работы ученика при определенных условиях приведет к более твердым знаниям,
при том что ученики будут приобретать более серьезные навыки именно в творческом мышлении,
в том числе творческом математическом мышлении. Они смогут решать более успешно нестандартные и сложные
задания.
4. Также, не будут сказываться такие отрицательные влияния школьного коллектива, как например
неконструктивная обстановка в классе, связанная с пренебрежительным отношением к знаниям, к учебе,
неуважение к родителям, к учителям, дурные компании. А это, как известно, бич для многих школ.
Теперь необходимо сделать следующие замечания. Дело в том, я не просто так сказал - "Условные преимущества".
А именно, преимущества цифрового обучения могли бы быть достигнуты лишь при определенных условиях.
Остановимся на этих условиях более подробно.
1. Нельзя терять связь с живым преподавателем. Это значит, что у ученика обязательно должна быть возможность
общения с учителем. То есть либо он имеет возможность подъехать и лично встретиться, получить помощь. Либо
в случае необходимости лично переговорить и обсудить необходимые вопросы по удаленной связи. Очевидно также,
что некоторые ученики будут приглашать репетиторов, учителей, которые более продуктивно помогут осваивать школьную
программу. Дело в том, что никто не отменит конкурс в учебные заведения, высокий конкурс в престижные
университеты. А здесь всегда требуется более высокий уровень мастерства и владения такими сложными
предметами как например математика. Естественно, без помощи опытного и авторитетного репетитора здесь не обойтись.
2. Следует обязательно использовать в качестве основы классические, устоявшиеся и проверенные временем
учебники. Например, по математике такими учебниками являются учебники для 7-9 классов под редакцией
Теляковского. По крайней мере, мы уже имеем печальный опыт 90-х, когда некоторые школы пытались внедрить некие
новые сомнительные учебники, что приводило к значительному понижению качества обучения. Только разработав самым
ответственным и серьезным образом новые учебники, можно говорить об их внедрении.
3. Важнейшее значение здесь будет иметь правильная организация контроля за процессом обучения и
качеством знаний. Ограничиваться дистанционной проверкой знаний по Интернет недостаточно, ведь всегда будет мешать
помощь родителей, когда задания будут решаться не самостоятельно, и такая проверка может быть лишена смысла.
Поэтому для того, чтобы проверить знания, учеников лучше специально собрать в соответствующие аудитории,
как это например имеет место сегодня при проведении ЕГЭ, ОГЭ, ДВИ. Не теряют смысл и устные формы проверки.
4. Сегодня мы не знаем, по какому пути пойдет цифровое обучение. Возможна и такая форма обучения, когда
по-прежнему все занятия будут проходить в школах, но с заменой учителей источниками и приспособлениями,
связанными с цифровой информацией. Ограничиваться такой формой я считаю абсолютно недопустимым. Должна
быть свобода выбора у учащихся, которые могли бы выбирать, изучать ли материал в домашних условиях либо в
стенах школьных заведений, последнее возможно например в случае отсутствия у ученика дома
соответствующих условий, либо в детских домах и интернатах. Но опять же, такая очная форма будет
всегда иметь множество недостатков и должна оговариваться отдельно. Как репетитор по математике, я
нередко занимался с учениками экстернатов. Чего здесь больше всего не хватает - так это проверки
знаний и повседневного контроля за процессом обучения. А такой контроль всегда эффективен, когда от
него зависит и итоговая оценка, и оценка в четверти, и многое другое. Важно поэтому организовать
такой контроль в случае домашнего обучения. Но я не вижу здесь неразрешимой проблемы.
5. Роль индивидуального преподавателя как живой активной личности не должна теряться в цифровой
системе обучения. Напротив, эта роль может только вырасти, при правильной организации учебного процесса.
Можно даже утверждать, что и все учителя в рамках такого обновленного процесса выступают уже не просто
как учителя масс и больших коллективов пассивных слушателей - учеников, но как высокого уровня
индивидуальные преподаватели, иначе говоря, репетиторы. Математика, физика, биология, химия, русский язык
и все остальные школьные предметы могут только выиграть при таком подходе и правильной организации обучения.
Репетитор, скорее всего, не совсем правильный термин, поскольку сегодня речь идет не только и не столько о
повторении и заучивании, сколько о понимании основ и выработке умения самостоятельно мыслить и решать
сложные задачи - выработке творческого мышления. Но, как бы это ни называлось - учитель, репетитор,
роль индивидуальных преподавателей при правильно выстроенной системе образования, особенно цифрового,
может только возрастать.
В заключение, мне думается было бы правильно констатировать, что огульное неприятие и отрицание
новых форм обучения не всегда оправдано и обосновано. С подобным мы уже сталкивались и в процессе
становления системы ЕГЭ. Некоторые люди и до сих пор убеждены в необходимости отмены ЕГЭ и возвращению к
прежним принципам обучения. Но система развивается, совершенствуется и несет в себе много полезного,
в том числе. Так может быть, вместо огульного отрицания и порой лишенного обоснования неприятия стоило бы
подумать, как сделать обновленную систему более эффективной и качественной? Или снова отдать процедуру оценки
знаний на откуп приемных комиссий вузов, где зачастую больше решают деньги, какие-то связи и иные соображения,
далекие от оценки реальных знаний? Разве картина с переходом на цифровое обучение не аналогична?
Но в любом случае, как сами изменения, так и утверждения об их целесообразности должны приниматься на
основании трезвого и беспристрастного рассуждения и серьезного, авторитетного опыта школьной и
репетиторской работы, опыта в образовании, в отсутствии эмоций либо той или иной заинтересованности.